Особенности разработки управленческой стратегии внедрения инноваций, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.5
Аннотация
Введение. В настоящее время стратегии внедрения технологических инноваций имеют недостаточную методологическую проработку. Особенно острая ситуация сложилась в индустрии гостеприимства. Как показало проведение интервью с руководителями предприятий отрасли, наиболее часто инновации внедряются на основе изучения опыта компаний-конкурентов или по результатам анализа успешных международных практик. Спонтанное внедрение технологических решений, движимое впечатлениями от только появившейся на рынке новинки, приводит к большому количеству ошибок и росту убытков предприятия. Для того чтобы внедряемые технологические инновации обеспечивали развитие предприятия и привлечение клиентов, компаниям необходима системная работа. Базовым инструментом призвана стать стратегия внедрения инноваций. Цель. Разработка типовой стратегии внедрения инноваций для предприятий индустрии гостеприимства. Материалы и методы. Методической основой исследования послужили методы системного, сравнительного и морфологического анализа и синтеза передовых практик внедрения инноваций на предприятиях индустрии гостеприимства. В качестве аналитической базы использовались статистические данные, программные и нормативные документы РФ, публикации российских и зарубежных ученых и практиков. Эмпирическая часть исследования базировалась на проведении интервью с руководителями высшего и среднего звена предприятий гостеприимства. Результаты и обсуждение. Представленная разработка включает анализ опыта компаний по внедрению новых технологических инструментов и методик ведения бизнеса. На основе проведенных исследований предложена модель стратегии внедрения инновационных практик, а также инструменты оценивания успешности внедрения технологий и управленческих решений. Использование нескольких подходов, содержащих качественно различные критерии эффективности, позволяет значительно повысить точность оценки бизнес-процессов. Заключение. Проведенные автором исследования позволили выявить особенности разработки стратегии внедрения инноваций. Предложенная модель стратегии внедрения инноваций для отдельных предприятий питания и размещения позволяет обеспечить системное планирование и мониторинг процесса, выявление ошибок и извлечение уроков. Гибкая система управления дает возможность адаптации разработанной модели под индивидуальные особенности компании.
Об авторе
В. С. АлиеваРоссия
Вероника Самедовна Алиева – аспирант института экономики и управления, кафедры менеджмента
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
Список литературы
1. UN Tourism. International Tourism to Reach Pre-Pandemic Levels in 2024. URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-to-reach-pre-pandemic-levels-in-2024#:~:text=International%20tourism%20hit%20US%241.4,earned%20by%20destinations%20in%202019 [Accessed 12 May 2024].
2. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 12.05.2024).
3. Алиева В. С., Борис О. А. Влияние государственной стратегии цифровизации на инновации в международном гостиничном бизнесе // Беларусь – 2030: государство, бизнес, наука, образование: материалы VI Междунар. науч. конф., Минск, 16 дек. 2019 г. Белорус. гос. ун-т; редкол.: А. А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2019. С. 443–446.
4. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральный проект «Искусственный интеллект». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/fed_proekt_iskusstvennyy_intellekt/ (дата обращения: 12.05.2024).
5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Решетников обозначил приоритетные отрасли для внедрения ИИ: транспорт, промышленность, туризм. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/news/reshetnikov_oboznachil_prioritetnye_otrasli_dlya_vnedreniya_ii_transport_promyshlennost_turizm.html (дата обращения: 12.05.2024).
6. UN Tourism. Tourism in the 2030 Agenda. URL: https://www.unwto.org/tourism-in-2030-agenda/ [Accessed 07 May 2024].
7. Ehrhardt N., Horlacher P. H., Straubinger A. Innovation strategies for non-existent markets – Profiting from urban air mobility // Journal of Air Transport Management. 2024. Vol. 118. Р. 102601. ISSN 0969-6997, https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2024.102601.
8. Teece D. J. Business Models, Business Strategy and Innovation // Long Range Planning. 2010. Vol. 43. Is. 2–3. P. 172–194. ISSN 0024-6301, https://doi.org/10.1016/j.lrp.2009.07.003.
9. Antonelli C., Crespi F., Scellato G. Internal and external factors in innovation persistence // Economics of Innovation and New Technology. 2013. No. 22(3). Р. 256–280. https://doi.org/10.1080/10438599.2012.708135/.
10. Lööf H., Heshmati A. On the relationship between innovation and performance: A sensitivity analysis // Econ. Innov. N. Technol. 2006. No. 15(4–5). P. 317–344. https://doi.org/10.1080/10438590500512810.
11. Hashi, N. Stojčić. The impact of innovation activities on firm performance using a multi-stage model: Evidence from the Community Innovation Survey 4. Res. // Policy. 2013. No. 42(2). P. 353–366. https://doi.org/10.1016/j.respol.2012.09.011.
12. Garrido-Prada P., Romero-Jordán D., Delgado-Rodríguez M. J. Exploring SMEs’ innovation investment strategy to increase innovation output in economic crises // Journal of Engineering and Technology Management. 2024. Vol. 72. Р. 101816. ISSN 0923-4748, https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2024.101816.
13. Bäcklund K., Vigren O., Carlsson J. Implementing digital innovations: Overcoming organizational challenges // Developments in the Built Environment. 2024. Vol. 18. 100436. ISSN 2666-1659, https://doi.org/10.1016/j.dibe.2024.100436.
14. Harvard Business Publishing Corporate Learning: Five Steps to Implementing Innovation. Janice Molloy. URL: https://www.harvardbusiness.org/five-steps-to-implementing-innovation/) / [Accessed 02 May 2024].
Рецензия
Для цитирования:
Алиева В.С. Особенности разработки управленческой стратегии внедрения инноваций, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(3):46-51. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.5
For citation:
Alieva V.S. Features of management strategy for the implementation of innovations aimed at improving the competitiveness of the enterprise. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(3):46-51. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.5