Самооценка исследовательских умений будущих педагогов в научно-исследовательской деятельности в системе социального партнерства
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.24
Аннотация
Введение. Актуальность темы обоснована стремительным расширением образовательного пространства в условиях трансформаций современного общества и рынка труда, что активизирует пересмотр содержания педагогического образования и процесс подготовки молодых специалистов. Как в мире, так и в России растет запрос на формирование у студентов самостоятельного опыта в НИД в процессе обучения в вузе, в связи с чем чрезвычайно важным становится комплексное изучение самооценки исследовательских умений личности в профессиональном самоопределении и способов самореализации в системе социального партнерства. Однако проблема заключается в том, что научно-исследовательская деятельность (НИД) по развитию самооценки исследовательских умений обучающихся невозможна без участников партнерского взаимодействия в университетской подготовке в условиях реализации «Трех миссий университета».
Цель. Выявить и представить комплексную самооценку групп исследовательских умений студентов – будущих педагогов в НИД.
Материалы и методы. Методологическая база для определения особенностей самооценки групп исследовательских умений в НИД составлена для достижения поставленной цели с использованием следующих методов: общенаучный метод анализа научно-педагогической литературы; метод анкетирования; метод математически-статистической обработки данных с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010.
Результаты и обсуждение. В исследовании впервые предложена самооценка исследовательских умений групп студентов – будущих педагогов в НИД, позволяющая описать с участниками партнерского взаимодействия возможные варианты развития личности в соответствии с идеалами общества на данный период времени в условиях реализации «Трех миссий университета».
Заключение. Практическая значимость состоит в том, что предложенный эмпирический материал в НИД обучающихся востребован в педагогическом образовании. Для администрации и преподавателей вузов это возможность синхронизации запроса и предложения на рынке труда и определении стратегии управления в условиях реализации «Трех миссий университета».
Ключевые слова
Об авторе
В. Б. ДанковаРоссия
Вероника Борисовна Данкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования
ScopusID: 57212019695
д.18, ул. Кремлевская, 420111
Список литературы
1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.
2. Брызгалова С. И. Формирование готовности учителя к педагогическому исследованию: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 2004. 542 с.
3. Веретенникова В. Б. Основания проектирования университетского комплекса подготовки студентов в системе социального партнерства «Педагогический вуз – Дошкольная образовательная организация» // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 1. URL: https://science-education.ru/article/view?id=33238 (дата обращения: 29.01.2024). https://doi.org/10.17513/spno.33238
4. Веретенникова В. Б. Исследование потребностей в научно-исследовательской деятельности будущих педагогов // VIII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 21–22 марта 2024 года / отв. ред.: Е. В. Асафова, И. И. Голованова, Э. Г. Галимова, Н. В. Телегина. Казань: КФУ, 2024. С. 540–545.
5. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вестник практической психологии образования. 2012. № 9 (4). С. 113–120.
6. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / Удмуртский государственный университет, Межвузовская кафедра новых обучающих технологий по иностранным языкам, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, сектор «Гуманизация образования». М., 2001. 105 с.
7. Князева Н. Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средства активизации социального партнерства: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2014. 22 с.
8. Колесникова Г. И. Структура личности как субъекта исследовательской деятельности // Гуманизация образования. 2016. № 6. С. 20–25.
9. Минина Н. А. Научно-исследовательская работа как средство формирования открытой профессионально-образовательной среды // Педагогический поиск: инновационный опыт, качество профессионального роста педагога. Выборг, 2018. С. 26–33.
10. Мухамбетова А. Б. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек»: дис. … канд. пед. наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2009. 180 с.
11. Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие. 3-изд., стер. М.: Флинта, 2021. 392 с.
12. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2013. 480 с.
13. Сахарова В. И. Подготовка педагога-исследователя в системе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4 (16). С. 106–109.
14. Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Калининградский вестник образования: научно-методический электронный журнал. 2021. № 4 (12). С. 12–22. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/ (дата обращения: 15.03.2023).
15. Стародубцева В. К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 432–432. URL: https://science-education.ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 15.02.2024).
16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38753 (дата обращения: 15.03.2023).
17. Поздеева Т. В., Митрош О. И. Формирование исследовательских умений будущих воспитателей в условиях кластера непрерывного педагогического образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. № 13 (9). С. 110–114.
18. Fraczkiewicz-Wronka A., Wronka-Pospiech M. How Practices of Managing Partnerships Contributes to the Value Creation – Public-Social Partnership Perspective. Sustainability. 2018. Vol. 10. No. 12. P. 4816. URL: https://rosetta.esa.int (accessed: 10.04.2024). https://doi.org/10.3390/su10124816
19. Gultom S., Oktaviani L. The correlation between students'self-esteem and their English proficiency test result // Journal of English Language Teaching and Learning. 2022. Vol. 3. No. 2. P. 52–57. URL: https://rosetta.esa.int (accessed: 15.03.2024). https://doi.org/10.33365/jeltl.v3i2.2211
20. Healey M. et al. Students as partners: Reflections on a conceptual model // Teaching and Learning Inquiry. 2016. Vol. 4. No. 2. P. 8–20. URL: https://rosetta.esa.int (accessed: 15.03.2024). https://doi.org/10.20343/10.20343/teachlearninqu.4.2.3
21. Ipanaquй-Zapata M. et al. Research skills for university students' thesis in E-learning: Scale development and validation in Peru. Heliyon. 2023. Vol. 9. Issue 3. URL: https://rosetta.esa.int (accessed: 28.04.2024). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13770
22. Palacio OLL. Desarrollo de la competencia investigativa desde los semilleros de investigaciуn. Revista Cientнfica General Josй Marнa Cуrdova. 2011. Vol. 9. No. 9. P. 187–207. URL: https://rosetta.esa.int [Accessed 28. April 2024]. https://doi.org/10.21830/19006586.250
23. Seymour E. et al. Establishing the benefits of research experiences for undergraduates in the sciences: First findings from a three-year study // Science education. 2004. Vol. 88. Issue 4. P. 493–534. URL: https:// rosetta.esa.int (accessed: 30.06.2023). https://doi.org/10.1002/sce.10131
24. Willemse T. M., Boei F. Teacher educators’ research practices: an explorative study of teacher educators’perceptions on research: Journal of Education for Teaching. 2013. Vol. 39. Issue 4. P. 354–369. URL: https://rosetta.esa.int (accessed: 25.01.2023). https://doi.org/0.1080/02607476.2013.797292
Рецензия
Для цитирования:
Данкова В.Б. Самооценка исследовательских умений будущих педагогов в научно-исследовательской деятельности в системе социального партнерства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(4):221-233. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.24
For citation:
Dankova V.B. Self-assessment of future research skills teachers in research activities in the system of social partnership. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(4):221-233. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.4.24