Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Условия формирования готовности будущего учителя к непрерывному профессиональноличностному саморазвитию

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.23

Аннотация

Введение. Потребность общества в конкурентоспособных специалистах, решающих насущные задачи, требует сосредоточения усилий на решении наиболее острых проблем образования в современных условиях модернизации профессиональной подготовки будущего учителя.

Цель  анализ понятий «саморазвитие», «профессионально-личностное саморазвитие», определение и экспериментальная проверка эффективности условий формирования готовности будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию.

Материалы и методы. Методологической основой исследования являются теории профессионального развития и самоопределения; концепции профессионального и личностного саморазвития будущего учителя. Применялись следующие методы: системный анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение и систематизация. Ведущим методом исследования данной проблемы стал педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 137 студентов 1, 2, 3 курсов Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

Результаты и обсуждение. Уровень готовности будущего учителя к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию определялся на основе опроса, экспертных оценок и наблюдения. Выявленные эффективные методы, технологии, средства и условия обучения обеспечивают высокое качество организации образовательного процесса.

Заключение. Сделан вывод о том, что важным условием непрерывного профессионально-личностного саморазвития будущего учителя является принцип самодеятельности, который ориентирует будущего педагога на раскрытие собственных педагогических творческих способностей.

Об авторе

В. Н. Мезинов
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Россия

Владимир Николаевич Мезинов - доктор педагогических наук, профессор

Scopus ID: 57202098058,
Researcher ID: C-7450-2018

д. 28, ул. Коммунаров, г. Елец, Липецкая область, 399770



Список литературы

1. Байлук В. В. О саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 51-59.

2. Васютенкова И. В., Машарова В. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях цифровизации современного общества // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб., 2020. Выпуск 3. С. 757-765. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-86.

3. Грушевский С. П., Иванова О. В. Основные направления профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов в вузе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 131. С. 1015-1024.

4. Гущина И. Н. Готовность к саморазвитию как компонент подготовки будущих учителей в условиях образовательной среды // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN218.pdf (дата обращения: 18.06.2024).

5. Дышлюк И. С. Проблемы профессионально-личностного развития учителя в современных социальных условиях // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. С. 77.

6. Квашко Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2022. 260 с.

7. Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга профессиональной социализации студентов педагогического вуза. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета. 2013. 123 с.

8. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. Москва; Санкт Петербург: Нестор-История. 2014. 376 с.

9. Столярова И. Н., Васильева Е. В., Бабушкина Е. А. Профессионально-личностное развитие будущего учителя иностранного языка средствами лингвотеоретических дисциплин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 5. С. 413-417.

10. Скопа В. А. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в контексте компетентного подхода // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 8. С. 104-107.

11. Скопа В. А. Компетентностный подход как основа саморазвития будущего учителя // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 6. С. 158-161.

12. Хазыкова Т. С. Принципы проектирования будущими учителями авторской системы профессионально-личностного саморазвития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 275-279.

13. Чудина Е. Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в реализации требований ФГОС 3+ // Евразийский союз ученых. 2014. № 6-2. С. 53-55.

14. Чудина Е. Е. Professional and personal self-development of the prospective teacher as a condition for creating an educational environment in the summer camp // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (134). С. 22-25.


Рецензия

Для цитирования:


Мезинов В.Н. Условия формирования готовности будущего учителя к непрерывному профессиональноличностному саморазвитию. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(1):196-202. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.23

For citation:


Mezinov V.N. Conditions formation of the future teacher's readiness for continuous professional and personal self-development. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(1):196-202. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.23

Просмотров: 217


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)