Условия формирования готовности будущего учителя к непрерывному профессиональноличностному саморазвитию
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.23
Аннотация
Введение. Потребность общества в конкурентоспособных специалистах, решающих насущные задачи, требует сосредоточения усилий на решении наиболее острых проблем образования в современных условиях модернизации профессиональной подготовки будущего учителя.
Цель – анализ понятий «саморазвитие», «профессионально-личностное саморазвитие», определение и экспериментальная проверка эффективности условий формирования готовности будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию.
Материалы и методы. Методологической основой исследования являются теории профессионального развития и самоопределения; концепции профессионального и личностного саморазвития будущего учителя. Применялись следующие методы: системный анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение и систематизация. Ведущим методом исследования данной проблемы стал педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 137 студентов 1, 2, 3 курсов Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.
Результаты и обсуждение. Уровень готовности будущего учителя к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию определялся на основе опроса, экспертных оценок и наблюдения. Выявленные эффективные методы, технологии, средства и условия обучения обеспечивают высокое качество организации образовательного процесса.
Заключение. Сделан вывод о том, что важным условием непрерывного профессионально-личностного саморазвития будущего учителя является принцип самодеятельности, который ориентирует будущего педагога на раскрытие собственных педагогических творческих способностей.
Об авторе
В. Н. МезиновРоссия
Владимир Николаевич Мезинов - доктор педагогических наук, профессор
Scopus ID: 57202098058,
Researcher ID: C-7450-2018
д. 28, ул. Коммунаров, г. Елец, Липецкая область, 399770
Список литературы
1. Байлук В. В. О саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 51-59.
2. Васютенкова И. В., Машарова В. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях цифровизации современного общества // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб., 2020. Выпуск 3. С. 757-765. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-86.
3. Грушевский С. П., Иванова О. В. Основные направления профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов в вузе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 131. С. 1015-1024.
4. Гущина И. Н. Готовность к саморазвитию как компонент подготовки будущих учителей в условиях образовательной среды // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN218.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
5. Дышлюк И. С. Проблемы профессионально-личностного развития учителя в современных социальных условиях // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. С. 77.
6. Квашко Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2022. 260 с.
7. Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга профессиональной социализации студентов педагогического вуза. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета. 2013. 123 с.
8. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. Москва; Санкт Петербург: Нестор-История. 2014. 376 с.
9. Столярова И. Н., Васильева Е. В., Бабушкина Е. А. Профессионально-личностное развитие будущего учителя иностранного языка средствами лингвотеоретических дисциплин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 5. С. 413-417.
10. Скопа В. А. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в контексте компетентного подхода // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 8. С. 104-107.
11. Скопа В. А. Компетентностный подход как основа саморазвития будущего учителя // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 6. С. 158-161.
12. Хазыкова Т. С. Принципы проектирования будущими учителями авторской системы профессионально-личностного саморазвития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 275-279.
13. Чудина Е. Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в реализации требований ФГОС 3+ // Евразийский союз ученых. 2014. № 6-2. С. 53-55.
14. Чудина Е. Е. Professional and personal self-development of the prospective teacher as a condition for creating an educational environment in the summer camp // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (134). С. 22-25.
Рецензия
Для цитирования:
Мезинов В.Н. Условия формирования готовности будущего учителя к непрерывному профессиональноличностному саморазвитию. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(1):196-202. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.23
For citation:
Mezinov V.N. Conditions formation of the future teacher's readiness for continuous professional and personal self-development. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(1):196-202. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.23