Сквозные технологии в образовательном процессе студентов по физической культуре и спорту
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.20
Аннотация
Введение. Внедрение цифровизации в жизнь всего человечества, открывает колоссальные возможности для использования цифровых технологий в образовании студентов вузов. Применение данных технологий не ограничено конкретной сферой деятельности, поэтому происходит их повсеместное привлечение в различные дисциплины высшей школы. Набирает популярность использование сквозных технологий в области физического воспитания. Цель. Изучить и проанализировать возможности сквозных технологий в сфере физической культуры и спорта в образовательном процессе студентов вуза как средство организации и контроля спортивной деятельности. Материалы и методы. Недостаточно полное отображение в научном сообществе темы исследования потребовало анализа литературных источников, систематизации сквозных технологий и обобщения результатов. Результаты и обсуждение. Изучение научных работ современных специалистов-практиков определило направленность в обеспечении учебного процесса студентов, в частности: использование активных методов обучения, применение цифровых технологий в самостоятельной работе студентов и сквозных технологий в сфере физкультурного образования, что позволило классифицировать сквозные технологии и выделить преимущественно используемые в физической культуре и спорте. Заключение. Проанализирована значимость внедрения и использования цифровизации в российском образовании. Выявлено, что сквозные технологии: облачные технологии (Cloud Technologies); блокчейн (Blockchain); Большие Данные (BigData); искусственный интеллект (AI) – позволяют использовать в образовательном процессе студентов вуза многообразие форм и методов их проявления, являются одним из современных путей интенсификации и оптимизации всего образования. Рассмотрен потенциал применения сквозных технологий в образовательном процессе студентов по физической культуре и спорту. Данные исследования классифицированы в таблицу.
Об авторах
Ю. И. ЖуравлеваРоссия
Юлия Ивановна Журавлева – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин
Scopus ID: 57222571063
Researcher ID: KFR-3146-2024
д. 5, ул. Дунаевского, Пятигорск, 357500
М. В. Катренко
Россия
Марина Васильевна Катренко – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры
Scopus ID: 57222571577
Researcher ID: HZK-6127-2023
д. 1, ул. Пушкина, Ставрополь, 355017
В. В. Баранников
Россия
Владимир Владиславович Баранников – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры
Researcher ID: KFB-6866-2024
д. 99, пр-т Рязанский, Москва, 125993
А. Н. Продиус
Россия
Алексей Николаевич Продиус – старший преподаватель кафедры физической культуры
Researcher ID: JNS-8124-2023
д. 99, пр-т Рязанский, Москва, 125993
Список литературы
1. Тихонова О. В., Авачёва Т. Г., Гречушкина Н. В. Тренды развития цифровых технологий в медицине // Медицинская техника. 2022. Т. 332. № 2. С. 43–47.
2. Сквозные технологии в образовании в контексте его цифровой трансформации / Н. В. Гречушкина, О. В. Тихонова, А. Н. Паршин, Н. В. // Школа будущего. 2022. № 6. С. 110–123. https://doi.org/10.55090/19964552_2022_6_110_123
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Президент России: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения 26.02.2024).
4. Абдулина Э. М. Облачные технологии в образовании // Молодой ученый. 2019. № 52(290). С. 7–9. URL: https://moluch.ru/archive/290/65873/ (дата обращения: 06.03.2024).
5. Захаров Г. В., Коростелев О. В. Развитие образовательной среды в условиях цифровой трансформации // Инновации и инвестиции. 2021. № 12. С. 86–89.
6. Плотников Д. М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России // Современное педагогическое образование. 2021. № 3. С. 13–17.
7. Katrenko M. V., Zhuravleva Y. I., Ageev A. V., Kukhtareva O. A., Desenko O. P., Ivanova Ir. B. Model of open information education of university students in the field of physical education: materials of the II international scientific conference on advances in science, technology and digital education: (ASEDU-III 2024) Cite as: AIP Conference Proceedings (США) 2969, 040018 (2024); https://doi.org/10.1063/5.0182239 Published Online: January 12 2024.
8. Katrenko M. V., Zhuravleva Y. I., Evmenenko E. V., Savin D. I., Tkacheva N. D., Ivanova S. V., Yaroshenko E. V. Information and Communication Technologies in the Implementation of Physical Education in the University: materials of the II international scientific conference on advances in science, technology and digital education: (ASEDU-II 2021) Cite as: AIP Conference Proceedings 2647, 050013 (2022); January 2022, American Institute of Physics; https://doi.org/10.1063/5.0104271 Published Online: 01 November 2022.
9. Nebytova L. A., Katrenko M. V. , Zhuravleva Y.I. Ageev A. V., Gadzhimetov V. E., Ivanova S. V. Using art-technology in the training process of hearing impaired children: IV International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021). Grozny, 2021. Vol. 117. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (p. 769–774). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.11.103
10. Балдов Д. В., Петрова С. Ю., Лебедев А. А. Использование технологии блокчейн для защиты данных // International Journal of Open Information Technologies. 2021. No. 9(9). С. 27–31. ISSN: 2307-8162.
11. Миронова С. П., Ольховская Е. Б., Сапегина Т. А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 171 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0640-2
12. Информационно-коммуникационные технологии в образовании студентов по элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту в вузе / М. В. Катренко, Ю. А. Филиппов, В. П. Чичерин, А. Н. Продиус // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 6(99). С. 169–174. http://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.21
13. Цифровые технологии в образовательном процессе по физической культуре / М. В. Катренко, Т. А. Куликова, Н. А. Поддубная, Ю. И. Журавлева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 2(95). С. 222–232. http://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.26
14. Велибеков Я. В. Выявление информативности показателей физической подготовленности студентов технического вуза при помощи самоорганизующихся карт Кохонена // Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров: материалы межрегионального круглого стола. М., 2021. С. 17–21.
15. Жапаров Е. С. Цифровизация в спорте: состояние и перспективы // Молодой ученый. 2020. № 48(338). С. 462–463. URL: https://moluch.ru/archive/338/75573/ (дата обращения: 06.03.2024).
16. Багаутдинова Н. В., Диких Э. Р. Интеграция сквозных цифровых технологий в рабочие программы дисциплин физкультурного вуза // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 7(209). С. 30–34. http://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.7.
Рецензия
Для цитирования:
Журавлева Ю.И., Катренко М.В., Баранников В.В., Продиус А.Н. Сквозные технологии в образовательном процессе студентов по физической культуре и спорту. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(3):179-185. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.20
For citation:
Zhuravleva Yu.I., Katrenko M.V., Barannikov V.V., Prodius A.N. Cross-cutting technologies in training physical culture and sports for students. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(3):179-185. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.20