Педагогические условия формирования ценностного отношения к военной службе и мотивации к военно-профессиональной деятельности у старшеклассников
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.22
Аннотация
Введение. Стремительный рост геополитической напряженности в мире, в основе которой лежит враждебность по отношению к России, актуализировал вопросы исследования процесса формирования ценностного отношения к военной службе учащихся старших классов. На сегодняшний день данный процесс осуществляется, как правило, стихийно, без научно-методического сопровождения и психологопедагогической диагностики. В связи с этим в статье предложен комплекс педагогических условий формирования ценностного отношения к военной службе учащихся старших классов и дальнейшей мотивации к военно-профессиональной деятельности, также способов их актуализации в рамках учебно-воспитательного процесса.
Цель. Выделение и обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования ценностного отношения к военной службе и военно-профессиональной деятельности, реализуемых в образовательных учреждениях.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе научной литературы и результатов эмпирического исследования (опрос), проведенного авторами на базе школ города Перми.
Результаты и обсуждение. В ходе работы выявлены следующие педагогические условия, реализуемые в образовательном процессе: идентификация, эмпатия, рефлексия, интериоризация и экстериоризация.
Заключение. Итоги проведенного исследования привели к выводу о том, что формирование ценностного отношения к военной службе является сложным комплексным процессом, затрагивающим многие социальные институты. Сформированность ценностного отношения к военной службе и военно-профессиональной деятельности у молодежи является фундаментом становления поколения ответственных и сознательных граждан. Реализация указанных педагогических условий в ходе образовательной деятельности позволит воспитать гражданина, готового к защите Родины, обладающего необходимыми качествами, значимыми для службы в силовых ведомствах.
Об авторах
Л. А. СаенкоРоссия
Людмила Александровна Саенко – доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий. Researcher ID: ISU-8958-2023.Д. 417А, ул. Ленина, Ставрополь, 355029
И. И. Наволокин
Россия
Иван Иванович Наволокин – старший инженер. Researcher ID: ITT-0955-2023.
Д. 135, ул. Дзержинского, Краснодар, 350090
Д. С. Цыганков
Россия
Дмитрий Сергеевич Цыганков – заместитель начальника факультета (связи) по военно-политической работе. Researcher ID: ISU7277-2023.
Д. 1, ул. Гремячий Лог, Пермь, 614112
Ю. С. Цыганкова
Россия
Юлия Сергеевна Цыганкова – кандидат экономических наук, преподаватель кафедры гуманитарных и социальных наук. Researcher ID: ISU-7307-2023.
Д. 1, ул. Гремячий Лог, Пермь, 614112
Список литературы
1. Абрамов К. Патриотизм. Молодежь. Будущее (социологическое исследование). URL: http:// https://wciom.ru/presentation/prezentacii/patriotizm-molodezh-budushchee (дата обращения: 19.08.2023).
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академия, 2007. 152 с.
3. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 224 с.
4. Запесоцкий А. С. Какого человека должна формировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 44–60.
5. Петронюк И. С., Цыганкова Ю. С. Формирование у подростков ценностного отношения к воинскому долгу как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 213–215. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-394-213-215
6. Саенко Л. А., Наволокин И. И. Ценностное отношение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения к военной службе: социально-педагогический анализ // Kant. 2021. № 2 (39). С. 398–403. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2021-39.69
7. Фалунина Е. В., Фалунин В. Ф., Ульянова А. А. Понятие «механизм» в психологии и возможность его применения в описании психических процессов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 2 (10). С. 147–151.
8. Федорова С. И., Федорова Е. Н. Героика и героическое как факторы влияния на становление личности и формирование ценностей студентов // Школа будущего. 2018. № 6. С. 85–90.
9. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / М. С. Яницкий. Новосибирск, 2000. 301 с.
Рецензия
Для цитирования:
Саенко Л.А., Наволокин И.И., Цыганков Д.С., Цыганкова Ю.С. Педагогические условия формирования ценностного отношения к военной службе и мотивации к военно-профессиональной деятельности у старшеклассников. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(6):175-181. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.22
For citation:
Saenko L.A., Navolokin I.I., Tsygankov D.S., Tsygankova Yu.S. Pedagogical conditions for the formation of value attitude to military service and motivation of military professional activity in high school students. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(6):175-181. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.22