Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Профессиональные компетенции для развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.19

Аннотация

Введение. Мультипотенциальность трактуется как многочисленные возможности человека в различных областях и сферах жизни. В целом малоизученное понятие на сегодняшний день приобретает особую значимость. Вследствие глобализации мирового пространства все чаще и чаще люди проходят множественные этапы в самоопределении и становлении своего «Я». Распределение целей и задач в процессе развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов позволяет определить наиболее важные этапы в деятельности педагогов образовательных организаций на различных его ступенях. Нами рассматриваются отечественные и зарубежные исследования в области мультипотенциальности, сказывающиеся на «самости» человека: самоопределении, самоактуализации, самореализации.

Цель – изучить профессионально-значимые компетенции для развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе.

Материалы и методы. В работе применялись методы статистического анализа, критического мышления, инверсии, анкетирование и интервью.

Результаты и обсуждение. В процессе исследования были получены интересные результаты, которые позволили определить, что тех, кто уверен в выбранной профессии на бакалавриате гораздо больше, чем в магистратуре. Данный результат позволил сделать вывод: чем моложе возраст респондентов, тем они более уверены в выбранной траектории развития. Среди магистрантов было гораздо больше сомневающихся студентов. По мнению большинства респондентов-магистров, это обусловлено тем, что зачастую приобретенный опыт мешает быть объективным в процессе самореализации мультипотенциальных способностей.

Заключение. Мультипотенциальность является отличным инструментом в процессе становления личности. Студент, выбравший определенный профиль при собственном желании может трансформировать свои знания и из так называемых «Hard skills» («твердые навыки», т. е. базовые, ключевые знания) в «Soft skills» («мягкие навыки» – те знания, которые можно переквалифицировать / подстроить под нечто более прогрессивное и актуальное на текущий период).

Об авторе

А. М. Гарифуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Айсылу Маратовна Гарифуллина – ассистент кафедры начального образования.

Д. 18, ул. Кремлевская, Казань, 420008



Список литературы

1. Валеева Р. А., Гарифуллина А. М. Сущностно-содержательная характеристика мультипотенциальности педагога // VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Казань, 2021.Т. 4. С. 90–96.

2. Вапник Э. Мультипотенциалы: руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать. М.: Эксмо, 2020. 256 с.

3. Габдулхаков В., Зиннурова А., Володин С. О соотношении понятий «способность», «одаренность», «талант», «гениальность» // Одаренность и талант в цифровой среде XXI века: мат-лы XXVIII Международной научно-практ. конференции. 30 января 2023 г. Казань: Отечество, 2023. С. 3.

4. Гарифуллина А. М., Валеева Р. А. Мотивация будущих педагогов к развитию мультипотенциальных способностей // Мир образования – образование в мире. 2023. № 2. С. 86–98.

5. Гарифуллина А. М., Валеева Р. А. Педагогический потенциал мультипотенциальности для профессионального развития учителей // VIII Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. статей участников Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. С. 113–117.

6. Гусельцева М. С. Трансдисциплинарный подход к изучению изменений ценностей, поведенческих стратегий и социальных норм в современном обществе // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 18–47.

7. Дементьева В. Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис. … канд. социол. наук. Новочеркасск, 2006. 24 с.

8. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Инновационные модели организации самостоятельной работы студентов // Инновации в образовании. 2019. № 3. С. 62–74.

9. Калимуллин А. М., Закирова В. Г., Камалова Л. А. Подготовка мультикультурного учителя в странах Европы, США, Канаде и Австралии: монография: в 2 ч. Ч. 2. Казань: Отечество, 2017. 127 с.

10. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности учителя: на материале студентов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск: РГБ, 2006. 28 с.

11. Лапидус Н. А. «Слэш-люди»: методы выявления мультипотенциалов с помощью инструментов метамодерна // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 1(39). С. 363–373. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42969609 (дата обращения: 16.09.2023).

12. Масалимова А. Р., Вакс В. Б., Квон Г. М. Влияние инновационных технологий на формирование профессиональных компетенций студентов // Концепт. 2018. № 9. С. 94–106.

13. Мерзлякова Л. Многозадачность: как выжить в XXI веке // Лайфхакер. 2015. URL: https://lifehacker.ru/multitasking/ (дата обращения: 16.09.2023).

14. Мехрабиан А., Фетискин Н. П., Козлов В. В. Диагностика мотивации достижения // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 98–102.

15. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М., 2004. 334 с.

16. Хорошилов Д. А. Блокада человека: поиск психологической концепции личности в записках Л.Я. Гинзбург и О. М. Фрейденберг // Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология. СПбГУ: Изд-во СПбГУ. 2020. 532 с.

17. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. М.: УНЦ ДО, 2005. 221 с. Библиогр.: с. 200-211. ISBN 5-88800-289-5.

18. Kalimullin A. M., Valeeva R.A. Teacher Education in Post-Soviet States: Transformation Trends // The Palgrave Handbook of Teacher Education Research: 2023. Vol. 1, 2. P. 1293–1312.


Рецензия

Для цитирования:


Гарифуллина А.М. Профессиональные компетенции для развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(6):153-159. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.19

For citation:


Garifullina A.M. Professional competences for the development of multipotential abilities of future teachers in university training. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(6):153-159. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.6.19

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)