Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Современные модели преподавания региональной истории в школе

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.24

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются современные модели преподавания региональной истории в системе школьного образования.

Цель заключается в выявлении возможных моделей реализации региональной истории в системе общего образования.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе научной литературы для выделения современных моделей преподавания региональной истории в школе, использован метод моделирования для построения моделей реализации региональной истории в общем образовании, дедуктивный метод для выстраивания вариантов реализации региональной истории в рамках обновленной нормативной документации. В рамках исследования применен сравнительно-сопоставительный метод для составления структуры комплексно-интегративного подхода в реализации региональной истории в школе на примере учебного курса «История Кабардино-Балкарии».

Результаты и обсуждение. В ходе работы обнаружено отсутствие единых подходов к преподаванию региональной истории, например, в вопросе регламентации времени, объема, которые необходимы для изучения регионального материала. Это негативно влияет на восприятие общего исторического материала, что обусловливает необходимость дополнительных комплексных мер в регионах для регламентации преподавания регионального исторического материала и повышения его статуса в системе школьного образования. Научной новизной исследования является построение комплексной модели реализации преподавания региональной истории в школе и разработка структуры интеграции регионального материала по истории Кабардино-Балкарии в Федеральную рабочую программу по учебному предмету «История».

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в Федеральных образовательных программах имеются широкие возможности для реализации преподавания региональной истории. Построенная комплексная модель предполагает применение монопредметного и комплексного вариантов ее реализации. Выбор подходов зависит от ФУП, который взят за основу организации учебного процесса в школе.

Об авторе

Л. А. Урусмамбетова
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Министерства просвещения Кабардино-Балкарской Республики
Россия

Лаура Адамовна Урусмамбетова - кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией развития социально-гуманитарных дисциплин 

Researcher ID: JTV- 4214-2023

д. 226, ул. Чернышевского, г. Нальчик, 360000



Список литературы

1. Акобян А.А. Теоретические основы и методические приёмы реализации регионального компонента в изучении истории в школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-i-metodicheskie-priyomy-realizatsii-regionalnogo-komponenta-v-izuchenii-istorii-v-shkole (дата обращения: 06.12.2023).

2. Болотова Е. Ю., Третьяк Д. В. Формы взаимодействия субъектов образовательного и культурного пространства в реализации регионального компонента исторического образования // МНКО. 2023. №4 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-vzaimodeystviya-subektov-obrazovatelnogo-i-kulturnogo-prostranstva-v-realizatsii-regionalnogo-komponenta-istoricheskogo (дата обращения: 06.12.2023).

3. Бондаренко А.Е., Лихарев Д.В. Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории Приморского края) // The Scientific Heritage. 2020. №47-3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-regionalnogo-komponenta-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-shkolah-na-primere-prepodavaniya-istorii-primorskogo-kraya (дата обращения: 06.12.2023).

4. Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-regionalnoy-istorii-v-sootvetstvii-s-osnovnymi-obrazovatelnymi-programmami-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 06.12.2023).

5. Данилюк М. Ю. Интегративный курс «История и культура Дагестана»: к вопросу о значении в образовательном процессе республики Дагестан // acta historica: труды по историческим и обществоведческим наукам. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-kurs-istoriya-i-kultura-dagestana-k-voprosu-o-znachenii-v-obrazovatelnom-protsesse-respubliki-dagestan (дата обращения: 06.12.2023).

6. Дармаева А. Д. Пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных организациях Иркутской области // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-sistemy-etnokulturnogo-obrazovaniya-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-irkutskoy-oblasti (дата обращения: 06.12.2023).

7. Занданова Л. В., Кулакова Я. В. Подготовка будущего учителя истории к преподаванию курса «Иркутсковедение»: из опыта работы // Педагогический ИМИДЖ. 2021. №4 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-uchitelya-istorii-k-prepodavaniyu-kursa-irkutskovedenie-iz-opyta-raboty (дата обращения: 06.12.2023).

8. Кирьяш О. А. Родиноведение - краеведение - региональная история как структурные элементы патриотического воспитания в российской школе // ОНВ. ОИС. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rodinovedenie-kraevedenie-regionalnaya-istoriya-kak-strukturnye-elementy-patrioticheskogo-vospitaniya-v-rossiyskoy-shkole (дата обращения: 06.12.2023).

9. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23.10.2020 года № ПК-1вн) // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016 af3974a98620bc34/download/3243/ (дата обращения: 13.11.2023).

10. Магомедова Н.Г., Притыченко И.В. Современные тенденции развития этнокультурного образования средствами этнопедагогики в волгоградском государственном институте искусств и культуры // Известия ВГПУ. 2022. № 7(170). С. 51–54. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/covremennye-tendentsii-razvitiya-etnokulturnogo-obrazovaniya-sredstvami-etnopedagogiki-v-volgogradskom-gosudarstvennom-institute (дата обращения: 13.11.2023).

11. Нефёдова С.В. Методы применения краеведческого регионального компонента школьного курса истории в 9-х классах на примере истории Ставропольского края периода Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 6-1. С. 111–113. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metody-primeneniya-kraevedcheskogo-regionalnogo-komponenta-shkolnogo-kursa-istorii-v-9-h-klassah-na-primere-istorii-stavropolskogo (дата обращения: 06.12.2023).

12. Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-material-kak-sredstvo-formirovaniya-lichnostno-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 06.12.2023).

13. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» // Информационно-правовой портал «Гарант» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (дата обращения: 30.06.2023).

14. Сафонова Е. В. Этнокультурное образование в полиэтническом регионе (на примере Самарской области) // СНВ. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obrazovanie-v-polietnicheskom-regione-na-primere-samarskoy-oblasti (дата обращения: 06.12.2023).

15. Солодухина Т.К. Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №4(27). С. 102–108. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-prepodavaniya-distsiplin-etnokulturnogo-tsikla-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 09.11.2023).

16. Сухова О.А. Современная стратегия региональной истории // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2021. № 3(59). С. 108–113. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-strategiya-regionalnoy-istorii (дата обращения: 06.12.2023).

17. Третьякова С.А., Мелешко О.П. Возможности использования новых форм и методов исторического краеведения на уроках истории // StudNet. 2022. № 1. С. 241–246. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-novyh-form-i-metodov-istoricheskogo-kraevedeniya-na-urokah-istorii (дата обращения: 06.12.2023).

18. Федорова С.Н., Голикова Н.Д. Информационно-образовательный консалтинг в этнокультурном образовании // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 2(115). С. 236–242. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnyy-konsalting-v-etnokulturnom-obrazovanii (дата обращения: 06.12.2023).

19. Шергина Т.А. Этнокультурный компонент содержания воспитания в школах арктического региона // МНКО. 2022. №2 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnyy-komponent-soderzhaniya-vospitaniya-v-shkolah-arkticheskogo-regiona (дата обращения: 06.12.2023).

20. Шухат И.Н. О региональном историко-культурном стандарте (на примере Мурманской области) // Наука и школа. 2022. № 3. С. 79–84. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/o-regionalnom-istoriko-kulturnom-standarte-na-primere-murmanskoy-oblasti (дата обращения: 06.12.2023).

21. Setiawati E., Hidayat B., Hartati U., Vidiastuti A. Development of historical teaching tools based on documentaries to enhance students' understanding of local history // International Journal of Research and Reviews. – 2021. – p. 8. - No. 5. – pp. 177-186.

22. Stefaniak A., Bilewicz M., Lewicka M. The merits of teaching local history: Increased place attachment enhances civic engagement and social trust. Journal of Environmental Psychology. 2017. Vol. 51. P. 217–225.


Рецензия

Для цитирования:


Урусмамбетова Л.А. Современные модели преподавания региональной истории в школе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(1):203-212. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.24

For citation:


Urusmambetova L.A. Modern models of teaching regional history at school. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024;(1):203-212. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.1.24

Просмотров: 214


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)