Научное наставничество в системе непрерывного педагогического образования как предмет исследовательской рефлексии
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.22
Аннотация
Объявление 2023 года Годом педагога и наставника актуализирует социальную и научную значимость исследования наставничества в различных областях профессиональной деятельности. Статья посвящается анализу содержания и особенностей научного наставничества в системе непрерывного педагогического образования. Исследование опирается на основные идеи и принципы системного подхода, что обеспечило всесторонний анализ научного наставничества как многомерного целостного феномена. Задачи исследования включают: анализ научного наставничества как междисциплинарного научного феномена; выявление целевых и содержательно-технологических особенностей научного наставничества в системе непрерывного педагогического образования; обоснование полифункциональности научного наставничества в системе непрерывного педагогического образования на современном этапе развития наук об образовании.
Новизна полученных результатов заключается в выявлении и характеристике целевых и содержательно-технологических особенностей научного наставничества на различных уровнях системы непрерывного педагогического образования; в доказательстве полифункциональности научного наставничества. Полифункциональность научного наставничества проявляется в интегративной взаимосвязи аксиологической, методологической, обучающей, мотивационной, коммуникативной функций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в расширении представлений об особенностях научного наставничества, систематизации данных об образовательно-развивающем потенциале научного наставничества в системе непрерывного педагогического образования. Полученные результаты могут найти практическое применение в организации учебно- и научно-исследовательской работы с обучающимися классов психолого-педагогической направленности, со студентами педагогического бакалавриата и магистратуры, аспирантами и педагогами на различных этапах их профессионального становления и карьерного развития в области научно-педагогической деятельности.
Об авторах
В. К. ШаповаловРоссия
Валерий Кириллович Шаповалов – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, методологии и технологии образования
д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь
Scopus ID: 56134378400
И. Ф. Игропуло
Россия
Ирина Федоровна Игропуло – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры педагогики, методологии и технологии образования
д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь
Scopus ID: 56134427900
Researcher ID: T-4116-2018
А. И. Дунаенко
Россия
Алина Игоревна Дунаенко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, методологии и технологии образования
д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь
Researcher ID: IXN-3314-2023
Список литературы
1. Амбарова П. А. Научное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики. НИР: грант № 23-28-01291. Российский научный фонд. 2023. URL: https://www.rscf.ru/project/23-28-01291/ (дата обращения: 19.06.2023).
2. Герасимова Р. Е., Григорьева Н. А. Научно-педагогическое наставничество как фактор профессионального становления молодых педагогов // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2022. № 4 (28). С. 37–41.
3. Горшенина С. Н., Неясова И.А., Серикова Д.А. Учебно-исследовательский проект как средство профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 3. С. 31–33.
4. Д олженко Р. А. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах / Р. А. Долженко, В. А. Карпилянский, Р. А. Хади, А. С. Диденко // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 122–153.
5. Ичетовкина Н. М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза // Преподаватель ХХI век. 2019. № 1. С. 95–103.
6. Кислова Н. Н., Леонов С. А. Внедрение сквозных цифровых технологий в образовательный процесс педагогического вуза как необходимое условие подготовки современного учителя // Образование и культурное пространство. 2022. № 3. С. 9–16.
7. Кочемасова Л. А. Научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С.67–75.
8. Куприна М. А., Гайдаманова М. А., Лысикова Т. М. Успешные практики наставничества молодых педагогов в школьном образовательном пространстве // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 21‒26.
9. Мамонова О. Н., Юрченко О. В. Наставничество в науке: перспективы и вызовы // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 5 (88). С. 76–83.
10. Обухов А. С. Наставить на путь исследования // Исследователь / Researcher. 020. № 1. С.9–13.
11. Прокофьев А. В. Научное руководство и академическое наставничество: этические аспекты // Ведомости прикладной этики. 2019. Вып. 53. С. 25–44.
12. Прохорова М. В. Роль наставника в период школьного обучения в формировании готовности молодежи к научной деятельности и отношения к науке / М.В. Прохорова, А.В. Савичева, Е.С. Плотникова, Л. А. Козлова // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. 2022. С. 158–202.
13. Ронжина Н. В. Научное наставничество как фактор духовно-нравственного воспитания студентов // Проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации образования. сборник материалов регионального научно-практического семинара. Екатеринбург, 2020. С. 30–34.
14. Селезнева А. В., Попова С. Ю. Наставничество молодых ученых: концептуальные основания и инструментально-технологические решения // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 3. С. 19–43.
15. Сергеева М. Г. Наставничество как способ трансляции ценностей научного сообщества от поколения к поколению // Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов / Отв. за вып. А.В. Леонтович. М.: МГДД (Ю)Т, 2002. С. 19–26.
16. Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 189. С. 7–14.
17. Шухно Е. В. Роль наставничества в адаптации и интеграции молодых ученых. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-adaptatsii-i-integratsii-molodyh-uchenyh С. 359–370. (дата обращения: 19.06.2023).
18. Shunk D. and Mullen. C. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. 2013. № 25 (3). P. 361–389.
Рецензия
Для цитирования:
Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Дунаенко А.И. Научное наставничество в системе непрерывного педагогического образования как предмет исследовательской рефлексии. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(4):222-231. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.22
For citation:
Shapovalov V.K., Igropulo I.F., Dunayenko A.I. Scientific mentoring in the system of continuous pedagogical education as a subject of research reflection. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(4):222-231. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.22