Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Теоретические аспекты трудностей коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.21

Аннотация

В данной статье анализируются понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «коммуникативная компетентность», которые в значительной мере определяют цели, содержание, планируемые результаты современного образования и критерии его оценивания. Авторы статьи детализируют сущность и содержание коммуникативной компетентности как одной из главнейших линий развития младших школьников с задержкой психического развития. Представлены трудности развития коммуникативной компетентности у младших школьников с задержкой психического развития. Целью исследования стал анализ трудностей коммуникативной компетентности у младших школьников с задержкой психического развития. Новизна исследования определяется требованиями инклюзии к образовательным процессам в образовательных организациях. Выводы показывают, что необходима целенаправленная педагогическая работа по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников с задержкой психического развития.

Об авторах

Ю. В. Прилепко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Прилепко Юлия Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, Психолого-педагогический факультет

д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь



М. Н. Алексеева
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Алексеева Марина Николаевна – старший преподаватель кафедры дефектологии и инклюзивного образования, факультет Психологии и дефектологии

д. 417 «А», ул. Ленина, 355017, Ставрополь



Список литературы

1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.html

2. Большой энциклопедический словарь // Справочный электронный ресурс «Академик». URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160762

3. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

4. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

5. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. М.: АПКиППРО, 2008.

6. Калинина Н. В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова. Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

7. Конева И. А. Коммуникативные особенности младших школьников с задержанным и нормальным психическим развитием / И. А. Конева, Н. В. Карпушкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 338–341.

8. Мосявра В. А. Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников с ЗПР // Социальное образование. 2014. С. 212–215 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoykompetentnosti-u-mladshih-shkolnikov-s-zpr

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006.

10. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008.

11. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 9–11.

12. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986.


Рецензия

Для цитирования:


Прилепко Ю.В., Алексеева М.Н. Теоретические аспекты трудностей коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(4):215-221. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.21

For citation:


Prilepko Yu.V., Alekseeva M.N. Theoretical aspects of difficulties of communicative competence in primary school children with mental retardation. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(4):215-221. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.21

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)