Теоретический анализ психолого-педагогических детерминант эмоционального выгорания спортсменов
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.19
Аннотация
В данной статье рассматриваются различные мнения, теории, модели и подходы к проблеме психолого-педагогических переменных эмоционального выгорания у современных спортсменов. Целостность постановки проблемы выделена в контексте идей и технологий спортивного образования, спортивной тренировки и соревнований в структуре которых осуществляется не только совершенствование и демонстрация физических, тактико-технических способностей, но целенаправленная психологическая подготовка спортсменов. Данная проблема является весьма молодой и недостаточно изученной, и, в связи с этим подтверждается высокая актуальность работы и интерес к её исследованию. Использованные методы педагогического исследования, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, конкретизация, позволили получить достаточный объем информации для её соотнесения с логикой исследования. В статье выделена и обоснована группа симптомов психического выгорания спортсменов, педагогические методы и приемы профилактики психического выгорания спортсменов, влияющие на краткосрочную и долгосрочную мотивацию спортсменов, болезни и травмы, являющиеся прямыми угрозами для молодых спортсменов на пути к достижениям высших результатов. Обозначены возможные направления дальнейших научных исследований по этой проблематике.
Об авторах
В. А. МагинРоссия
Магин Владимир Алексеевич – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образовательных технологий физической культуры и спорта
д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь
А. А. Сопова
Россия
Сопова Анна Андреевна – магистр 1 курса направления «Педагогическое образование»
д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь
А. М. Макозеб
Россия
Макозеб Андрей Максимович – бакалавр 4 курса направления «Педагогическое образование»
д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь
Список литературы
1. Берилова Е. И. Психологические регуляторы выгорания у спортсменов разной квалификации / Е.И. Берилова, А.С. Распопова // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2022. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-regulyatory-vygoraniya-u-sportsmenov-raznoy-kvalifikatsii, свободный (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с титул. экрана. .
2. Боровик О. Н. Психологические аспекты эмоционального выгорания высококвали-фицированных спортсменов как субъектов их профессиональной деятельности / О. Н. Боровик // Современные вопросы биомедицины. 2018. № 2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspektyemotsionalnogo-vygoraniya-vysokokvalifitsirovannyh-sportsmenov-kak-subektov-ih-professionalnoy, свободный (дата обраще-ния: 20.03.2023). Загл. с титул. экрана.
3. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г. Б. Горская. Краснодар: КГУФКСТ, 2008. 209 с.
4. Мищенко А. В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров / А. В. Мищенко // Гуманизация образования. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-determinanty-emotsionalnogo-vygoraniya-sportivnyh-trenerov, свободный (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с титул. экрана.
5. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. / А. В. Родионов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. 570 с.
6. Рыбчинский В. П. Использование аутогенной тренировки как метода коррекции эмоционального выгорания у спортсменов, занимающихся боевыми искусствами / В. П. Рыбчинский, С. А. Шенгелая, И. В. Грошевихин // МНИЖ. 2020. № 6–2 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-autogennoy-trenirovki-kak-metoda-korrektsii-emotsionalnogo-vygoraniya-u-sportsmenovzanimayuschihsya-boevymi, свободный (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с титул. экрана.
7. Серебренникова Н. А. Методика психолого-педагогического регулирования психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта / Н. А. Серебренникова // Вестник КазГУКИ. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-psihologo-pedagogicheskogo-regulirovaniyapsihoemotsionalnogo-sostoyaniya-sportsmenov-v-igrovyh-vidah-sporta, свободный (дата обращения: 20.03.2023). Загл. с титул. экрана.
8. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. / Н. Б. Стамбулова. СПб.: Издательство «Центр карьеры» 1999. 367 с.
9. Уэйнберг Р. С. Основы психологи спорта и физической культуры / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. Киев: «Олимпийская литература», 2001. 336 с.
10. Coakley J. Burnout among adolescent athletes: A personal failure or social problem? / J. Coakley // Sociology of Sport Journal. 1992. № 9, 271–285 p.
11. Crawford J. R. The positive and negative affect schedule (PANAS): construct validity, meas-urement properties and normative data in a large non-clinical sample. / J. R. Crawford, J. D. Henry // British Journal of Clinical Psychology. 2004. № 43, 245–265 p.
12. Currie A. Illness behavior in elite middle and long distance runners. / A. Currie, S. G. Potts, W. Donovan, D. Blackwood // British Journal of Sports Medicine. 1999. № 33, 19–21 p.
13. Ericsson K. A. The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance. / K. A. Ericsson, R. T. Krampe, C. Tesch-Römer // Psychological Review. 1993. № 100, 363–406 p.
14. Feigely D. A. Psychological burnout in high-level athletes // The Physician and Sports medicine. 1984. № 12, 109–119 p.
15. Fender L. K. Athlete burnout: potential for research and intervention strategies // Sport Psychologist. 1989. № 3, 63–71 p.
16. Gallimore J. Athletic burnout. / J. Gallimore, S. Burke // Sport & Exercise Psychology, Aus-tralian Catholic University. School of Human Movement (NSW). Sydney, Australia. 2005. № 6, 167–175 p.
17. Gold S. D. Is life stress more traumatic than traumatic stress? / S. D. Gold, B. P. Marx, J. M. Soler-Baillo, D. M. Sloan // Journal of Anxiety Disorder. – 2005. № 19, 687–698 p.
18. Gustafsson H. Prevalence of burnout in adolescent competitive athletes. / H. Gustafsson, G. Kenttä, P. Hassmén, C. Lundqvist //The Sport Psychologist. 2007. № 21, 21–37p.
19. Gustafsson H. The process of burnout: A multiple case study of three endurance athletes. / H. Gustafsson, G. Kenttä, P. Hassmén, C. Lundqvist, N. Durand-Bush // International Journal of Sport Psychology. 2007. № 38, 388–416 p.
20. Halson S. L. Does overtraining exist? An analysis of overreaching and overtraining research. / S. L. Halson, A. E. Jeukendrup // Sports Medicine. 2004. № 34, 967–981 p.
21. Jones R. First among equals: shared leadership in the coaching context. In Jones, R. L. (Ed.) / R. Jones, M. Standage // The sports coach as educator: re-conceptualising sports coaching London: Routledge. 2006. 65–76 p.
22. Jowett S. The Coach-Athlete Relationship Questionnaire (CART-Q): development and initial validation. / S. Jowett, N. Ntoumanis // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2004. № 14, 245 p.
23. Jowett S. Outgrowing the “familial” coach-athlete relationship. / S. Jowett // International Journal of Sport Psychology, – 2008. № 39, 20–40 p.
24. Laifreinère M. A. K. Self-esteem and passion for activities. / M. A. K. Laifreinère, J. J. Bèlanger, C. Sedikides, R. J. Vallerand // Personality and Individual Differences. 2011. № 51, 541–544 p.
25. Lyle J. Sports coaching: professionalisation and practice. / J. Lyle, C. Cushion, (Eds), Ed-inburgh: Churchill Livingstone Elsevier. 2010. 285 p.
26. Moen F. An exploration about how passion, perceived performance, stress and worries uniquely influence athlete burnout. / F. Moen, K. Myhre, T. C. Stiles // Review. 2016. № 3, 76–84 p.
27. Moen F. Subjective Expectations among coaches and athletes about the coach role in sport // International Journal of Humanities and Social Science. 2014. № 4.
28. Schmidt G. W. Sport commitment: A model integrating enjoyment, dropout and burnout / G. W. Schmidt, G. L. Stein // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1991. № 8, 254–265 p.
29. Schnell A. Giving everything for athletic success! Sports-specific risk acceptance of elite ado-lescent athletes. / A. Schnell, J. Mayer, K. Diehl, S. Zipfel, A. Thiel // Psychology of Sport and Exer-cise. 2013. № 15, 165–172 p.
30. Smith R. E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout. / R. E. Smith // Journal of Sport Psychology. 1986. № 8, 36–50 p.
31. Ursin H. The cognitive activation theory of stress. / H. Ursin, H. R. Eriksen // Psychoneuro-endocrinology. 2004. № 29, 567–592 p.
32. Vallerand R. J. Les passions de l’âme: On obsessive and harmonious passion. / R. J. Vallerand, C. M. Blanchard, G. A. Mageau, R. Koestner, C. F. Ratelle, M. Lèonard, M. Gagnè, J. Marsolais // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. № 85, 756–767 p.
Рецензия
Для цитирования:
Магин В.А., Сопова А.А., Макозеб А.М. Теоретический анализ психолого-педагогических детерминант эмоционального выгорания спортсменов. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(4):195-204. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.19
For citation:
Magin V.A., Sopova A.A., Makozeb A.M. Theoretical analysis of psychological and pedagogical determinants of emotional burnout in athletes. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(4):195-204. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.19