Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Особенности обучения испаноговорящих студентов аспектуальной специфике русского глагола на занятиях по русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.17

Аннотация

Целью предлагаемой статьи является представление результатов исследования, направленного на выявление трудностей у испаноязычных студентов при их обучении аспектуальной специфике русского глагола на занятиях по РКИ, а также результатов разработки комплекса упражнений для преодоления этих трудностей при освоении студентами данного раздела русской грамматики. Авторы исходили из известного в лингвометодической науке положения, что одним из наиболее подверженных интерференции и, как следствие, проблемных аспектов языка выступают грамматика, и в частности различные категории глагола. Наиболее сложной категорией при этом является аспектуальность глагола, поскольку понимается и интерпретируется представителями различных культур в соответствии с системой собственного языка, в которой отражаются особенности мировосприятия. В процессе исследования была проведена экспериментальная работа, которая включала психолого-педагогические и социологические методы сбора информации (системный анализ, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, метод экспериментальных оценок, методы статической обработки результатов исследования). В основу исследования положен метод педагогического эксперимента. Исследование проводилось с обучающимися на подготовительном отделении Северо-Кавказского федерального университета. Детальная интерпретация результатов проведенной экспериментальной работы позволила определить типичные трудности, с которыми сталкиваются испаноговорящие студенты при изучении аспектуальных особенностей глаголов движения в русском языке. С учетом полученных данных авторами разработан комплекс упражнений для обучения испаноязычных студентов аспектуальной специфике русского глагола на материале глаголов движения, который может использоваться на занятиях по РКИ в дополнение к заданиям, предлагаемым в уже принятых учебниках и пособиях.

Об авторах

А. С. Калашова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Калашова Анна Самвеловна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института

д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь



М. К. Гусаренко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Гусаренко Марина Константиновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института

д. 1, ул. Пушкина, 355017, Ставрополь



Список литературы

1. Акай О. М. Феномен грамматической лакунарности: когнитивный и лингвопрагматический аспекты: монография. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. 288 с.

2. Алимов В. В. Интерференция в переводе (на материале профессионально ориентированной межкультурной коммуникации и перевода в сфере профессиональной коммуникации): автореф. дис. … д-ра филолог. наук: 10.02.19 / Алимов Вячеслав Вячеславович. М., 2004. 44 с.

3. Баграмова Н. В., Соломина А. В. Роль интерлингвистических и интралингвистических процессов при изучении иностранного языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 174. С. 44–53.

4. Кокарева Е. А. Аспектуальность и способы ее выражения в именных связочных предложениях: автореф. дис. … канд. филолог. наук: 10.02.01 / Кокарева Елена Алексеевна. М., 2003. 27 с.

5. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 688 с.

6. Михальченко В. Ю. Словарь социолингвистических терминов / Российская академия наук; Институт языкознания; Российская академия лингвистических наук. М., 2006. 312 с.

7. Муравьёва Л. С. Глаголы движения в русском языке. М.: Изд-во «Русский язык», 1976. 254 с.

8. Нечаева А. И. Лингвистические основы обучения русской аспектуальности в вузе. Ульяновск: Изд-во Средневолж. науч. центра, 1996. 111 с.

9. Николаенко Е. М. Семантика, структура и прагматика функционально-семантической категории аспектуальности: монография / Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВО «Брянский гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского», Каф. английской филологии. Брянск: Десяточка, 2009. 91 с.

10. Рогозная Н. Н. Типология лингвистической интерференции в русской речи иностранцев (на материале разноструктурных языков): монография. Иркутск: Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та, 2018. 247 с.

11. Шереш Ю. Аспектуальность в русском глаголе в аспекте преподавания русского языка в венгерской аудитории: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Шереш Юдит. Москва, 1999. 149 с.

12. Púlkina I., Zajava-Nekrásova E. El ruso. Gramática práctica. Madrid, 1997. 608 p.


Рецензия

Для цитирования:


Калашова А.С., Гусаренко М.К. Особенности обучения испаноговорящих студентов аспектуальной специфике русского глагола на занятиях по русскому языку как иностранному. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(4):174-186. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.17

For citation:


Kalashova A.S., Gusarenko M.K. Essential features of teaching Spanish-speaking students aspectual specifics of Russian verbs in Russian as a foreign language classes. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(4):174-186. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.4.17

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)