Инклюзивные ценности как компонент организационной культуры общеобразовательной организации
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.27
Аннотация
Становление современной педагогической парадигмы обусловило значительные изменения в деятельности общеобразовательных организаций, которые коснулись не только вопросов организации образовательного процесса, но и становления адекватной запросам субъектов школы организационной культуры. Цель работы – выявление, систематизация, научное обоснование составной части организационной культуры общеобразовательной организации – системы инклюзивных ценностей, которые могут быть внешними (равноценность и равноправность личности, моральные и духовные ценности, дружелюбные отношения) и внутренними (сотрудничество, помощь в освоении образовательного маршрута). Система значимых категорий для «субъектов школы»: личностные (осознание и значимость для человека гносеологического аспекта окружающей реальности, т. е. восприятие нетипичными людьми и без них общения друг с другом как нового источника для наблюдения, сбора, анализа информации), социально-культурные (ценность получившего образование человека как единицы общества с учетом его физических возможностей, а также польза, приносимая его деятельностью; реализация условий для просвещения и развития всех людей, в том числе и с ОВЗ, и, как следствие, равномерный рост интеллектуального потенциала страны среди различных категорий населения; формирование своих собственных и принятие общественных принципов и норм в отношении людей с ограниченными возможностями или инвалидностью, а именно восприятие их как полноценных членов общества). Новизна исследования связана с обоснованием и систематизацией внутренних и внешне проявляемых инклюзивных ценностей как составляющей организационной культуры школы. Теоретическая значимость статьи связана с обоснованием понятия «инклюзивные ценности организационной культуры общеобразовательной организации».
Об авторе
О. В. ЧеботареваРоссия
Чеботарева Ольга Владимировна, соискатель кафедры педагогики и управления образованием;
учитель,
г. Ноябрьск
Список литературы
1. International Commission on the Futures of Education Progress Update March 2021 https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations р.3. (дата обращения 25.01.2023.).
2. Дьячкова М. А., Томюк О. Н., Шуталева А. В. и др. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 373–385.
3. Автономов А. С., Кучмаева О. В., Сабитова Г. В. Методические рекомендации по подготовке доклада Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.
4. Панкратова Л. Э. Инклюзивная компетентность как составляющая профессиональной культуры работников образования // Акмеология профессионального образования: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 13–14 марта 2019 г.). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2019. С. 188–190.
5. Кириллова Е. А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции (Казань, КФУ, 30 октября 2014 г.) / Казань: Отечество, 2014. С. 257–260.
6. Грехнев В. С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе // Философия и общество. 2010. № 3. С. 40–55.
7. Полякова Е. С. Идеологическая идентичность и ценности образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8282 (дата обращения: 26.02.2023).
8. Тихомирова Е. Л., Шадрова Е. В. Ценности инклюзивной культуры школы как гетерогенной организации // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 10–13.
9. Pless N., Maak T. Building an Inclusive Diversity Culture: Principles, Processes and Practice // Journal of Business Ethics. 2004. P. 130–131.
10. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, Developing inclusion. London: Routledge, 2006. 218 p.
Рецензия
Для цитирования:
Чеботарева О.В. Инклюзивные ценности как компонент организационной культуры общеобразовательной организации. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(3):228-234. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.27
For citation:
Chebotareva O.V. Inclusive values as a component of the organizational culture of a general education organization. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(3):228-234. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.27