Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Теория и практика менторинга в системе отечественного дошкольного образования

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.23

Аннотация

Актуальность статьи заключается в исследовании понимания менторинга с точки зрения теории и практики его применения руководителями и менти-педагогами в системе образования Российской Федерации, в частности, тема применения менторинга на практике, понимание его в теории, а также изучение аспектов, подходящих для отечественного обучения. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные теоретические и практические подходы научных основ менторинга. Происходит обзор последних исследований в данной области. Целью данного исследования является анализ ответов респондентов по вопросу применения менторинга в практике дошкольной образовательной организации. Материалами и методами послужили экспресс-опросники руководителей дошкольных организаций, участниками стали представители Поволжского региона и прилегающих территорий. Основные результаты, полученные в процессе анализа ответов респондентов, позволили сделать выводы, что резилентность личности руководителя зависит от внутренней мотивированности и желания повышать уровень самообразования в контексте глобализации мирового пространства. Из этого происходит формирование ассертивных качеств личности ментора и менти-педагога. Научная новизна исследования заключается в формировании критериев развития менторинга в системе дошкольного образования Российской Федерации.

Об авторе

А. М. Гарифуллина
Казанский федеральный университет
Россия

Гарифуллина Альмира Маратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования,

г. Казань



Список литературы

1. Габдулхаков В. Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах // Сборник тезисов профессорского форума. 2019. С. 162–164.

2. Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф., Гарифуллина А. М. и др. Менторинг в работе по развитию инновационной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2023 № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32401 (дата обращения: 01.02.2023).

3. Гарифуллина А. М., Башинова С. Н. Научные основы менторинга в системе дошкольного образования Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 89–93.

4. Гарифуллина А. М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1(76). С. 179–185.

5. Гарифуллина А. М. Менторинг – тайм-менеджмент для дошкольной организации в условиях цифровизации образования Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1 (82). С. 172–176.

6. Гарифуллина А. М. Менторинг – инструмент для системы высшего педагогического образования Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. № 71 (1). Вып. 71. Ч. 1. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия, 2021. С. 100–103.

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 380 с.

8. Гоулман Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Паблишер, 2017. 420 с.

9. Сенге П. О. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 172 с.

10. Кларин М. В. Сто лет исследовательского обучения в России: методическое пособие. – М.: Психолого-педагогический поиск, 2016. 140 с.

11. Chong J. Y., Ching A. H., Renganathan Y. et al. Enhancing mentoring experiences through e-mentoring: a systematic scoping review of e-mentoring programs between 2000 and 2017. Advances in Health Sciences Education, 2020. Vol. 25. Pp. 195–226. DOI: 10.1007/s10459-019-09883-8

12. Goleman, D. Social Intelligence. USA: Mithler, 1994. 226 p.


Рецензия

Для цитирования:


Гарифуллина А.М. Теория и практика менторинга в системе отечественного дошкольного образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(3):199-205. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.23

For citation:


Garifullina A.M. Theory and practice of mentoring in the system of national preschool education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(3):199-205. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.23

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)