Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Современный педагог как субъект формирования гражданской идентичности обучающихся

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.22

Аннотация

В статье рассматривается роль педагога как субъекта формирования основ гражданской идентичности обучающихся. С целью определения профессионально-личностных характеристик педагога, которые необходимы для решения задач гражданского воспитания, изучены и проанализированы психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам определения понятий «идентичность», «гражданская идентичность», «профессионально-личностный портрет педагога». А также проанализированы представления о том, какими чертами должен обладать сам педагог как патриот своей профессии, добросовестный, ответственный за формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Установлена интеграция базовых составляющих гражданской позиции педагога: духовно-нравственная культура, профессиональные компетенции и мотивация. Таким образом, выявлены основные компоненты характеристики педагога, подтверждающие его профессионально-личностную готовность к созданию необходимых условий для осмысления обучающимися своего «Я» как гражданина России. Обоснована идея о ведущей роли современного педагога, способного выступить субъектом формирования гражданской идентичности обучающихся в условиях открытой полусубъектной образовательной среды. Сравнительный и интеграционный анализ результатов научно-теоретических, методических работ и педагогического опыта в области формирования у обучающихся основ гражданской идентичности приводит к выводу о том, что социальная роль педагога априори является ведущей в решении данной воспитательной задачи. При этом, несмотря на многочисленные исследования по данной проблеме, на сегодняшний день все еще недостаточно изучены компоненты профессионально-личностной готовности педагога к решению задач гражданского воспитания, что требует дальнейшего прогнозирования целей и задач системы подготовки педагогических кадров, а также конструирования моделей нивелирования профессиональных дефицитов педагогов в этой области педагогической деятельности.

Об авторах

О. В. Бережная
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Россия

Бережная Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дополнительных образовательных программ



А. Л. Коблева
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Россия

Коблева Анжела Лионтьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дополнительного образования



Список литературы

1. Асмолов А. Г. О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская и др. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Федеральный институт развития образования, 2011. 112 с.

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 151 с.

3. Головаха, Е. И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.

4. Водолажская, Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43-44). С. 140–141.

5. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников: электронный научный журнал. 2010. URL: www.elibrary.ru/contents.asp?id=33389488&selid=13086177 (дата обращения: 10.03.2023).

6. Гражданское просвещение в современной России: состояние, проблемы, пути трансформации / В. А. Берковский, А. Л. Коблева, О. Ю. Колосова и др. Ставрополь, 2020. 136 с.

7. Осипова, С. И., Коцуба М. Л. Исследование содержания категории профессионально-личностного развития педагога // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 140–144.

8. А. В. Беляев, Т. Г. Везиров, И. В. Голубева и др. Подготовка современного педагога в многоуровневой системе непрерывного образования: коллективная монография / под ред. В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 283 с.

9. Рыкунова, А. Ю. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей // Молодой ученый. 2016. № 15.1 (119.1). С. 71–74.

10. Селиванова Н. Л., Соколова Е. И. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: сборник научных трудов. М., СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. 236 с.

11. Соколова, И. И. Социально-профессиональный портрет учителя // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2 (76). С. 3–15.

12. Стенограмма выступления В. В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 30 марта 2021 года // Сайт Президента России. 2022. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-zasedanii-soveta-po-mezhnacionalnym-otnoshenijam-30-03-2021.html?ysclid=lf2kqqps9z879391981 (дата обращения: 10.03.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Бережная О.В., Коблева А.Л. Современный педагог как субъект формирования гражданской идентичности обучающихся. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(3):193-198. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.22

For citation:


Berezhnaya O.V., Kobleva A.L. A modern teacher as a subject of students' civil identity formation. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(3):193-198. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.22

Просмотров: 201


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)