Формирование социальной ответственности студентов в условиях быстро меняющегося общества
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.21
Аннотация
В статье обозначены социальные и мировоззренческие предпосылки, актуализирующие необходимость формирования социальной ответственности у студентов в условиях быстро меняющегося общества. Выделены векторы изучения процесса формирования социальной ответственности как феномена социокультурного развития личности, в котором преломляются ценности исторически выверенного социального опыта и современные смысложизненные ориентиры. Цель статьи – определить уровень сформированности социальной ответственности у студентов университета. Методы исследования: анализ, обобщение и сравнение материала о процессе формирования социальной ответственности, анкетирование, опрос по методике А. Махнача, статистическая обработка полученных в ходе проведенного обследования данных. Представлены результаты анализа уровня сформированности социальной ответственности у студентов, определена степень понимания ими социальной ответственности. Полученные результаты обследования актуализируют необходимость разработки научно-педагогического обеспечения формирования социальной ответственности студентов в социокультурном образовательном пространстве.
Об авторах
Е. И. АнтиповаРоссия
Антипова Евгения Игоревна, аспирант кафедры педагогики и этнокультурного образования;
начальник управления по внеучебной, воспитательной и социальной работе
Р. А. Литвак
Россия
Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования
Список литературы
1. Барановская Л. А. Формирование социальной ответственности студентов в социокультурном образовательном пространстве: монография. Красноярск, 2018. 254 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 446 с.
3. Братухина Е. В. Формирование социально-профессиональной ответственности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2018. 166 с.
4. Галагузова М. А., Штинова Г. Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 137 с.
5. Гревцева Г. Я. Воспитание ответственности подростков в процессе гражданского образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 3. С. 58–67.
6. Дмитренко А. Ю. Формирование профессиональной ответственности у будущих офицеров ВКС России: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2021. 205 с.
7. Донева О. В. Аксиологический контекст социальной ответственности у студентов технологического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. – № 4. С. 125.
8. Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. 2-е изд., испр., доп. Харьков, 2017. 360 с.
9. Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 160 с.
10. Литвак Р. А. Современная парадигма социализации студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 1. С. 42–47.
11. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 21–26.
12. Пак Л. Г. Внеаудиторная деятельность как средство формирования социально-профессиональной ответственности студентов вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (32). С. 285–298.
13. Розанова, В. А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 1999. 352 с.
14. Саенко Л. А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 1(46). С. 267–271.
15. Солдатченко А. Л. Методологические подходы к пониманию феномена «социальная зрелость личности» // Социализация студентов в профессиональном образовании: коллективная монография / под общ. ред. Л. И. Савва. М.: Изд. дом Академии естествознания, 2012. С. 72-116.
16. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.
17. Тренды молодежной политики в зеркале социальных наук и технологий: монография / под общ. ред. А. В. Пономарева, Н. В. Поповой. Екатеринбург: Изд-во Урал. унив., 2018. 260 с.
18. Balikaeva M. B., Chizhevskaya E. L., Grevtseva G. Ya. [and others]. Innovative technologies as a means of the development of future engineers' professional mobility abroad. In the collection: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2018. P. 012007.
19. Working with young people: the value of youth work in the European Union / Prepared by A. Dunne, D. Ulicna, I. Murphy, M. Golubeva. Brussels: Edited by European Commission, 2014. 209 p.
Рецензия
Для цитирования:
Антипова Е.И., Литвак Р.А. Формирование социальной ответственности студентов в условиях быстро меняющегося общества. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(3):184-192. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.21
For citation:
Antipova E.I., Litvak R.A. Formation of students' social responsibility in a rapidly changing society. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(3):184-192. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.3.21