Формирование индивидуальной карьерной траектории выпускника вуза
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.27
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы трудоустройства студентов по окончании вуза, приводятся графики занятости и трудоустройства выпускников 2021 года Севастопольского государственного университета. Рассмотрены методы работы университета для решения проблем в сфере трудоустройства обучающихся и выпускников; модель индивидуальной образовательной траектории как современного метода работы с молодёжью; понятие «тьютор» и его влияние на построение карьерной траектории студентов. В результате исследования авторами статьи прогнозируется возможный положительный эффект модели ИОТ в образовательной среде. Российская система высшего образования – одна из самых крупных по количеству организаций в мире, то есть вопросы трудоустройства чрезвычайно актуальны. В условиях массовизации действующая система «образовательной трубы» неэффективна ввиду динамично изменяющегося рынка труда. Поэтому проблематика трудоустройства выпускников имеет чрезвычайно важное значение. С целью повышения эффективности «образовательной трубы», повышения количества трудоустроившихся по специальности выпускников, которая должна быть одновременно и широкой, и узкой, система образования находится в постоянных поисках оптимальных путей трансформации образовательного процесса. Считаем, что в образовательный процесс должна внедряться индивидуальная траектория трудоустройства для каждого выпускника. В США, например, стандартом для многих университетов является свободное образование, где студенты учатся по открытым учебным планам и самостоятельно выбирают курсы для обучения. В Колумбийском и Чикагском университетах обучение построено по модели «ядерной программы». Представленные программы подразумевают формирование индивидуальной траектории трудоустройства для выпускников вуза. В российских вузах также возможно внедрение опыта организации подобных методов подготовки кадров, но с учётом существующих особенностей и сложностей, которые будут рассмотрены в данном исследовании.
Об авторах
Т. А. КокодейРоссия
Кокодей Татьяна Александровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии творческого развития Гуманитарно-педагогического института.
А. В. Горбачёва
Россия
Горбачёва Анна Викторовна - магистрант кафедры педагогики и психологии творческого развития.
Е. А. Посная
Россия
Посная Елена Анатольевна - доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и бизнес-аналитики.
Список литературы
1. Ивина, Ю. С. Центр планирования карьеры в общеобразовательном учреждении как способ профориентационной поддержки учащихся / Ю. С. Ивина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 4-5(20-21). – С. 121–123. – Текст : непосредственный.
2. Сорокина, Е. Л. Центр развития профессиональной карьеры как ресурс непрерывного образования педагогов / Е. Л. Сорокина, Я. А. Елинская, Е. В. Иманбаева // Наука и социум : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 01 марта 2018 года / отв. ред. Е. Л. Сорокина. – Новосибирск : Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018. – С. 28–41. – Текст : непосредственный.
3. Коваленко, С. О. Центры развития карьеры вуза: их цели и задачи / С. О. Коваленко // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 4. – С. 156–159. – Текст : непосредственный.
4. Килина, И. А. Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций : методические рекомендации / И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут ; под ред. Е. Л. Рудневой. – Кемерово : Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2018. – 170 с. – Текст : непосредственный.
5. Тимошкина, М. В. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования / М. В. Тимошкина, Н. Г. Айварова // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 3(56). – С. 467–471. – Текст : непосредственный.
6. Темнова, Л. В. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов / Л. В. Темнова, О. А. Лизунова // Высшее образование в России. – 2017. – № 11. – С. 89–97. – Текст : непосредственный.
7. Питухин, Е. А. Прозрачная информационная среда как способ повышения привлекательности вузов для абитуриентов / Е. А. Питухин, А. Л. Кекконен, С. В. Сигова // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 2(96). – С. 94–103. – Текст : непосредственный.
8. Гарафутдинова, Н. Я. Индивидуальные карьерные траектории выпускников вузов как составная часть будущей профессиональной карьеры / Н. Я. Гарафутдинова, А. А. Соловьев // Развитие высшего образования: теория и практика : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 17 февраля 2023 года. – Омск : Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева. – Омск, 2023. – С. 126–132. – Текст : непосредственный.
9. Третьякова, В. С. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления и развития личности на этапе профессиональной подготовки / В. С. Третьякова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – Т. 12. – № 1(47). – С. 61–70. – Текст : непосредственный.
10. Золотина, О. А. Анализ потребностей рынка труда при карьерном консультировании / О. А. Золотина // Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития : сборник научных статей научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25–26 ноября 2021 года. – Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2021. – С. 152–157. – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Кокодей Т.А., Горбачёва А.В., Посная Е.А. Формирование индивидуальной карьерной траектории выпускника вуза. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(2):233-239. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.27
For citation:
Kokodey T.A., Gorbacheva A.V., Posnaya E.A. Forming an individual career trajectory of a university graduate. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(2):233-239. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.27