Цифровые технологии в образовательном процессе по физической культуре
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.26
Аннотация
В работе рассмотрена проблема применения цифровых технологий в образовательной среде вуза в области физической культуры и спорта. Цель исследования – изучение цифровых технологий в повышении двигательной активности студентов. Методы исследования: анализ литературных данных, анкетирование, анализ цифровых технологий и средств, сравнительный анализ, экспериментальный метод. Результаты работы: проанализирована научно-методическая литература по вопросу исследования; изучены законодательные материалы, затрагивающие вопросы цифровизации высшего образования; на основании данных онлайн-анкетирования о мотивационной потребности в занятиях физической культурой и знаниях мобильных технологий выявлены предпочтения, запросы, интересы респондентов, проведена беседа о повышении двигательной активности студентов с помощью цифровых образовательных инструментов, предложены к рассмотрению и изучению их характеристики и функциональные возможности использования в образовательном процессе; применен метод сравнительного анализа для выявления процентного соотношения знаний и возможностей использования цифровых технологий, мотивирующих к повышению двигательной активности до и после исследования. Выводы: удовлетворение требований и интересов современного образования студенческой молодежи, возможно благодаря выходу за рамки традиционного подхода в обучении, так как новая политика образования имеет целевую направленность на обучающегося, его персональную траекторию развития, формирование новых знаний, навыков, компетенций, интеграцию между существующими инструментами обучения и цифровыми технологиями. Обоснование новизны работы: представлен обширный материал, мотивирующий к повышению двигательной активности студентов с использованием современных цифровых технологий; предложены различные стратегии и сценарии применения приложений дополненной реальности (AR), раскрывающие ее преимущества, позволяющие визуализировать учебную информацию, повышать эффективность образования в области физической культуры и спорта.
Об авторах
М. В. КатренкоРоссия
Катренко Марина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры факультета физической культуры и спорта СКФУ.
Ставрополь
Т. А. Куликова
Россия
Куликова Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в образовании Института цифрового развития СКФУ.
Ставрополь
Н. А. Поддубная
Россия
Поддубная Наталья Александровна - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информатики Института цифрового развития СКФУ.
Ставрополь
Ю. И. Журавлева
Россия
Журавлева Юлия Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин.
Пятигорск
Список литературы
1. Захаров, П. Sporty – фитнес AR-игра, способная вовлечь в регулярные занятия спортом / П. Захаров // Сайт крупнейшей в Рунете платформы для предпринимателей и высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний VC.ru – 2023. – 26 февр. – URL: https://vc.ru/tribuna/385148-sporty-fitnes-ar-igra-sposobnaya-vovlech-v-regulyarnye-zanyatiya-sportom (дата обращения: 26.02.2023). – Текст : электронный
2. Зильберман, Н. Н. Возможности использования приложений дополненной реальности в образовании / Н. Н. Зильберман, В. А. Сербин // Открытое и дистанционное образование. – 2014. – № 4 (56). – С. 28–33. – Текст : непосредственный.
3. Каведуке, Н. Д. Искусственный интеллект как средство цифровизации образовательного процесса в отрасли физической культуры и спорта / Н. Д. Каведуке, К. В. Долматов, А. А. Макаров, А. Я. Зуев // Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров : материалы межрегионального круглого стола, 22 апреля 2021 года / под ред. М. А. Новоселова. – Москва : РГУФКСМиТ, 2021. – 156 с. – Текст : непосредственный.
4. Катренко, М. В. Самостоятельная работа студентов / М. В Катренко, Е. Е. Алиев, Г. Г. Павлова // Научные исследования современных ученых : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2016. – С. 410–412. – Текст : непосредственный.
5. Катренко, М. В. Роль технологий дополненной реальности в организации самостоятельной работы по физической культуре в вузе / М. В. Катренко, Л. А. Небытова, А. Ф. Щекин, Ю. И. Журавлева // Педагогика и образование. – 2019. – № 2. – С. 61–65. – DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.28943 – Текст : непосредственный.
6. Катренко, М. В. Самостоятельная работа студентов по физической культуре в системе профессиональной подготовки / М. В. Катренко, Т. Е. Труфанова, Е. Ю. Козенко, А. А. Простяков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 5. – С. 64–66. – Текст : непосредственный.
7. Кувшинов, О. Н. Методика коррекции телосложения студенток педагогического вуза на занятиях по физическому воспитанию : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Кувшинов Олег Николаевич. – Москва, 1998. – 175 с. – Текст : непосредственный.
8. Куликова, Т. А. АR-технология в образовательном процессе вуза / Т. А. Куликова, Н. А. Поддубная // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2018. – № 4. – С. 252–256. – Текст : непосредственный.
9. Петров, П. К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта / П. К. Петров // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – №. 3. – С. 86. – DOI: 10.17513/spno.29916. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29916 (дата обращения: 09.03.2023) – Текст : электронный.
10. Поначугин, А. В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А. В. Поначугин, Ю. Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Нижний Новгород). – 2019. – № 2 (27). – Т. 7. – С. 5. – DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-2-5. – Текст : непосредственный.
11. Рапопорт, Л. А. Цифровизация отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне / Л. А. Рапопорт, С. В. Томилова, Ю. В. Энгин // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 5. – С. 9–11. – Текст : непосредственный.
12. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р : ввод в действие с 30.11.2020 / Российская Федерация. Законы. – Москва, 2020. – Текст : непосредственный.
13. Kulikova, T. A. Training of future educators for the introduction of mobile applications, AR and VR technologies into the educational process / T. A. Kulikova, N. A. Poddubnaya // CEUR Workshop Proceedings. 4. Сер. «DLT 2019 – Selected Papers of the 4thAll-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation «Distance Learning Technologies». – Stavropol, 2021. – С. 231–240.
Рецензия
Для цитирования:
Катренко М.В., Куликова Т.А., Поддубная Н.А., Журавлева Ю.И. Цифровые технологии в образовательном процессе по физической культуре. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(2):222-232. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.26
For citation:
Katrenko M.V., Kulikova T.A., Poddubnaya N.A., Zhuravleva Yu.I. Digital technologies in the educational process in physical education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(2):222-232. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.26