Preview

Вестник Северо-Кавказского федерального университета

Расширенный поиск

Динамика социокультурного потенциала образовательного комплекса региона в ситуации инновационного развития

https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.13

Аннотация

Данная работа имеет своей основной целью выявить влияние образовательного комплекса региона на процессы модернизации и инновационного развития территории. Данное исследование строится на анализе динамики социокультурного потенциала системы образования в Карачаево-Черкесской Республике – регионе-аутсайдере по уровню экономического развития. Методологический аппарат исследования строится на применении антропосоциетального подхода как модификации социокультурного направления. В процессе изучения социокультурного потенциала системы образования было выявлено отсутствие зависимости между уровнем образования населения региона и показателями инновационного развития территории. Доминирование традиционных установок в мировоззренческих ориентирах населения и высокий уровень неправовых практик приводит к ситуации закрепления за высоким уровнем образования индивида формально-нормативного статуса. Результаты исследования позволяют провести разработку комплекса мероприятий по совершенствованию программ регионального развития с использованием потенциала системы образования как фактора, в значительной мере определяющего динамику процесса модернизации.

Об авторах

А. А. Лежебоков
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Лежебоков Андрей Александрович - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии СКФУ. 



Е. А. Сергодеева
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Сергодеева Елена Александровна - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии СКФУ. 



А. В. Баштовая
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Баштовая Анна Владимировна - студентка СКФУ. 



Список литературы

1. Ахиезер, А. С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. – 2000. – № 9. – С. 29–45. – Текст : непосредственный.

2. Барбаков, О. М. Регион как объект управления / О. М. Барбаков // Социс. – 2002. – № 7. – С. 96–100. – Текст : непосредственный.

3. Беляева, Л. А. Образование в России и модернизация экономики (По результатам Европейского социального исследования) / Л. А. Беляева // Социс. – 2011. – № 12. – С. 13–24. – Текст : непосредственный.

4. Бурдье, П. Воспроизводство: Элементы теории системы образования : монография / П. Бурдье, Дж. К. Пассрон. – Москва : Просвещение, 2007. – 267 с. – Текст : непосредственный.

5. Чередниченко, Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) : монография / Г. А. Чередниченко – Москва : ЦСП и М, 2014. – 560 с. – Текст : непосредственный.

6. Дежина, И. Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» / И. Г. Дежина, Г. А. Ключарев // Социс. – 2018. – № 9. – С 40–48. – Текст : непосредственный.

7. Коломак, Э. А. Оценка пространственной связанности экономической активности регионов России / Э. А. Коломак // Регион: экономика и социология. – 2019. – № 4(104). – С. 55–72. – Текст : непосредственный.

8. Константиновский, Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика / Д. Л. Константиновский // Социологическая наука и социальная практика. – 2020. – № 3. – С. 125–133. – Текст : непосредственный.

9. Константиновский Д. Л. Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие / Д. Л. Константиновский // Социологическая наука и социальная практика. – 2018. – № 3. – С. 43–61. – Текст : непосредственный.

10. Лапин, Н. И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования / Н. И. Лапин // Социс. – 2006. – № 8. – 25–34. – Текст : непосредственный.

11. Лапин, Н. И. Актуальные теоретико-методологические аспекты исследования российской модернизации / Н. И. Лапин // Социс. – 2015. – № 1. – С. 5–10. – Текст : непосредственный.

12. Лапин, Н. И. Спонтанность модернизации в регионах России и конституционные принципы ее регулирования / Н. И. Лапин // Власть. – 2017. – № 3. – С. 25–33. – Текст : непосредственный.

13. Лапин Н. И. Антропосоциальный и культурный эволюционизм – метатеоретический принцип изучения человеческих сообществ / Н. И. Лапин // Социс. –2018. – № 3. – С. 3–14. – Текст : непосредственный.

14. Лапин Н. И. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация – 2010) / Н. И. Лапин, Л. А. Беляева – Москва : МФРАН, 2010. – 97 с. – Текст : непосредственный.

15. Латова, Н. В. Опоздавшие к третьей образовательной революции (Компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов) / Н. В. Латова, Ю. В. Латов // Журнал институциональных исследований. – 2020. – № 12 (2). – С. 67–85. – Текст : непосредственный.

16. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. – Санкт-Петербург : Рус. христиан. гуманитар. ин-т, 2000. – 1054 с. – Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Лежебоков А.А., Сергодеева Е.А., Баштовая А.В. Динамика социокультурного потенциала образовательного комплекса региона в ситуации инновационного развития. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(2):110-115. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.13

For citation:


Lezhebokov A.A., Sergodeeva E.A., Bashtovaya A.V. Dynamics of socio-cultural potential of the educational complex of the region in the context of innovative development. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(2):110-115. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.13

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-907X (Print)