Кавказское гостеприимство как составляющая туристского бренда СКФО: факторы формирования и направления продвижения
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.3
Аннотация
Целью исследования является уточнение сущности понятия «кавказское гостеприимство», определение факторов его формирования и роли в продвижении туристского бренда СКФО. Во введении к статье рассматривается текущее состояние туризма в СКФО, представлена динамика туристских потоков в исследуемой дестинации за последние несколько лет и проанализированы отдельные показатели развития сферы гостеприимства в регионе. В основной части работы описаны инструменты маркетингового продвижения Северного Кавказа как туристской дестинации. С помощью проведенного контент-анализа теоретических положений, представленных в научных источниках, сформулирована сущность кавказского гостеприимства и выделены его ключевые характеристики. Основными результатами и новизной исследования явилось определение посредством системного подхода базовых предпосылок и приоритетных направлений реализации концепции «кавказское гостеприимство» на территории Северного Кавказа как инструмента укрепления туристского бренда региона и достижения единых стандартов обслуживания предприятиями туристской сферы СКФО. Сделан вывод о том, что сильный бренд туристской дестинации формирует особое лояльное отношение туристов к ней, повышает привлекательность и престижность посещения данной территории.
Об авторе
О. И. БелозёроваРоссия
Белозёрова Оксана Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и индустрии гостеприимства СКФУ.
Список литературы
1. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 309 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие Северо-Кавказского федерального округа”». – URL: http://gov.garant.ru/document?id=70544202&byPara=1&sub=2614660 (дата обращения: 10.10.2022). – Текст : электронный
2. Российская Федерация. Правительство. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 № 1089-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года» – URL: http://static.government.ru/media/files/zAyJ1T99GfiNha1pYvXzv5AgPYJgapga.pdf (дата обращения: 10.10.2022). – Текст : электронный
3. Баласултанова, А. Э. Гостеприимство как один из элементов этнической культуры народов Кавказа / А. Э. Баласултанова // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2016. – № 1. – URL: https://sfk-mn.ru/PDF/09SFK116.pdf, свободный (дата обращения: 15.10.2022). – Загл. с экрана. Яз. рус., англ. – Текст : электронный
4. Блейх, Н. О. Институт гостеприимства – важнейший этикетный императив северокавказских народов / Н. О. Блейх // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2016. – № 4. – С. 51–58. – Текст : непосредственный.
5. Будаев, П. Е. Особенности позиционирования туристских дестинаций / П. Е. Будаев // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021. – № 2. – С. 157–161 – Текст : непосредственный.
6. Гарагашева, С. А. Брендинг туристического региона на примере Северо-Кавказкого федерального округа / С. А. Гарагашева, И. С. Штапова // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты : сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции: в 2 т., Курск, 21–22 ноября 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 154–157. – Текст : непосредственный.
7. Узденова, С. Б. К вопросу Кавказского гостеприимства: традиции, новации / С. Б. Узденова // Национальные и исторические традиции – источник общероссийского единства : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Карачаевск, 04–05 декабря 2020 года. – Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, 2020. – С. 180-185. – Текст : непосредственный.
8. Альтернатива пляжам: летний турпоток на Северный Кавказ вырос почти на 50 % // Официальный сайт информационного агентства Eurasia Daily. – URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/09/05/alternativa-plyazham-letniy-turpotok-na-severnyy-kavkaz-vyros-pochti-na-50 (дата обращения: 12.10.2022). – Текст : электронный.
9. Гостеприимство как визитная карточка: что предлагает туристам Северный Кавказ // Официальный сайт информационного ресурса «Национальные проекты». – URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/gostepriimstvo-kak-vizitnaya-kartochka-chto-predlagaet-turistam-severnyy-kavkaz (дата обращения: 12.10.2022). – Текст : электронный.
10. Знаменитое кавказское гостеприимство будут стандартизировать // Официальный сайт профессионального портала TourDom.ru. – URL: https://www.tourdom.ru/news/znamenitoe-kavkazskoe-gostepriimstvo-budut-standartizirovat.html (дата обращения: 12.10.2022). – Текст : электронный.
11. Зонтичный бренд «Курорты Северного Кавказа» // Официальный сайт АО «КАВКАЗ.РФ». – URL: https://www.ncrc.ru/activities/prodvizhenie-brenda/zontichnyy-brend-kurorty-severnogo-kavkaza.html (дата обращения: 14.10.2022). – Текст : электронный.
12. ИТАР-ТАСС: Специалистов для курортов Северного Кавказа оценит Единый центр сертификации // Официальный сайт АО «КАВКАЗ.РФ». – URL: https://www.ncrc.ru/press-center/publikatsii/publikatsii-smi/itar-tass-spetsialistov-dlya-kurortov-severnogo-kavkaza-otsenit-edinyy-tsentr-sertifikatsii.html (дата обращения: 12.10.2022). – Текст : электронный.
13. Кавказское гостеприимство под брендом «Кавказ Gran Turismo». – URL: https://travelvesti.ru/istorii/kavkazskoe-gostepriimstvo-pod-brendom-kavkaz-gran-turismo.html (дата обращения: 14.10.2022). – Текст : электронный.
14. Продвижение бренда // Официальный сайт АО «КАВКАЗ.РФ». – URL: https://www.ncrc.ru/activities/prodvizhenie-brenda/ (дата обращения: 14.10.2022). – Текст : электронный.
15. Регионы СКФО и Адыгея приняли единые стандарты кавказского гостеприимства // Официальный сайт информационного агентства ТАСС. – URL: https://tass.ru/obschestvo/15094179 (дата обращения: 14.10.2022). – Текст : электронный.
16. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения по Российской Федерации, годы (с 2010 г.) // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 05.10.2022). – Текст : электронный.
17. Оценка туристского потока (с 2022 г.) // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm) (дата обращения: 05.10.2022). – Текст : электронный.
18. Северо-Кавказский федеральный округ – URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 12.10.2022). – Текст : электронный.
19. Туристический бренд СКФО // Официальный сайт АО «КАВКАЗ.РФ». – URL: https://www.ncrc.ru/press-center/kommentarii/dmitriy-stryukov.html (дата обращения: 12.10.2022). – Текст : электронный.
Рецензия
Для цитирования:
Белозёрова О.И. Кавказское гостеприимство как составляющая туристского бренда СКФО: факторы формирования и направления продвижения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023;(2):25-33. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.3
For citation:
Belozerova O.I. Caucasus hospitality as a component of the tourist brand of the North Caucasus federal district: formation factors and promotion trends. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2023;(2):25-33. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2023.2.3