Информационно-цифровая грамотность как компонент профессиональной культуры
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.24
Аннотация
В статье раскрывается актуальность информационно-цифровой грамотности, выделяются основные направления исследуемой проблемы, внешние и внутренние факторы организации образовательной среды вуза. Выделены ключевые понятия: «информационно-цифровая грамотность», «профессиональная культура», «цифровая среда». Определены методологические подходы (ценностный, информационный, деятельностный и поликультурный). Выделены специфические черты информационно-цифровой грамотности. Представлен практический опыт работы, способствующий повышению уровня информационных компетенций у обучающихся, всех категорий пользователей библиотеки. Делается вывод о необходимости формирования информационно-цифровой грамотности как компонента профессиональной культуры.
Об авторах
Г. Я. ГревцеваРоссия
Гульсина Якуповна Гревцева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра педагогики и психологии
Челябинск
Т. Н. Моковая
Россия
Татьяна Николаевна Моковая, заместитель директора
научная библиотека
Челябинск
Список литературы
1. Белов, С. В. Формирование информационно-медийной грамотности у бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях смешанного обучения в вузе / C. В. Белов, А. Ф. Зубаков, А. А. Червова // Школа будущего. – 2020. – № 4. – С. 192–207. – Текст : непосредственный.
2. Боброва, Е. И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза : монография / Е. И. Боброва. – Кемерово : КемГУКИ, 2010. – 156 с. – URL: https://rucont.ru/efd/232967 (дата обращения: 04. 05. 2022). – Текст : электронный.
3. Буцык, С. В. Информатизация вузов культуры и искусств: анализ текущего состояния : монография / С. В. Буцык ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2009. – 131 с. – Текст : непосредственный.
4. Гнатышина, Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13. 00. 08 / Екатерина Викторовна Гнатышина. – Грозный, 2020. – 335 с. Текст : непосредственный.
5. Гревцева, Г. Я. Рефлексивная деятельность как условие воспитания профессионального патриотизма / Г. Я. Гревцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2020. – Т. 12. – № 1. – С. 35–43. – Текст : непосредственный.
6. ГОСТ Р 7.0.104–2019 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Библиотечно-информационные услуги научной библиотеки. Виды, формы и режимы предоставления. – Москва, 2019. – 10 с. – Текст : непосредственный.
7. Коваленко, Д. Г. Коммуникация молодежи в интернет-среде: феномен массовости / Д. Г. Коваленко // Социология власти. – 2011. – № 4. – С. 75–83. – Текст : непосредственный.
8. Кузнецова, Т. Я. Функциональная модель библиотеки цифровой эпохи / Т. Я. Кузнецова // Библиография. – 2019. – № 5 (424). – С. 3–13. – Текст : непосредственный.
9. Моковая, Т. Н. Проблемы использования электронных ресурсов научной библиотеки Челябинского государственного института / Т. Н. Моковая // Науч. и техн. б-ки. – 2017. – № 2. – С. 92–102. – URL: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/view/162?locale=ru_RU (дата обращения: 29. 03. 2022). – Текст : электронный.
10. Пахомова, Т. Е. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учетом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13. 00. 01 / Пахомова Татьяна Евгеньевна. – Чита, 2020. – 24 с. – Текст : непосредственный.
11. Полупан, К. Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13. 00. 01 / Полупан Ксения Леонидовна. – Калининград, 2021. – 41 с. – Текст : непосредственный.
12. Саенко, Л. А. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи / Л. А. Саенко, Ж. Г. Химич // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5 (72). – С. 203–205. – Текст : непосредственный.
13. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утверждена приказом № Пр-212 Президента РФ 7 февраля 2008 г. – URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 17. 10. 2013). – Текст : электронный.
14. Стрельников, А. В. Формирование информационно-коммуникационной культуры будущих бакалавров документоведения и архивоведения : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13. 00. 08 / Стрельников Антон Вадимович. – Челябинск, 2016. – 207 с. Текст : непосредственный.
15. Теркулова, И. Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13. 00. 01 / Теркулова Ирина Наильевна. – Москва, 2019. – 27 с. – Текст : непосредственный.
16. Трофименко, А. Е. Развитие информационно-аналитической компетенции студентов в вузе : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13. 00. 08 / Трофименко Анастасия Евгеньевна. – Челябинск, 2012. – 24 с. – Текст : непосредственный.
17. Юсупова, Т. Г. Формирование профессиональной культуры педагога начального профессионального образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13. 00. 08 / Юсупова Татьяна Геннадьевна. – Москва, 2004. – 18 с. – Текст: непосредственный.
18. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. – Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с. – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Гревцева Г.Я., Моковая Т.Н. Информационно-цифровая грамотность как компонент профессиональной культуры. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(4):216-223. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.24
For citation:
Grevtseva G., Mokovaya T. Information and digital literacy as a component of professional culture. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(4):216-223. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.4.24