Теоретизация основ проектной деятельности в структуре преподавания технических дисциплин в вузе
https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.3.30
Аннотация
Теоретизация основ проектной деятельности в структуре преподавания технических дисциплин в вузе представляет собой систему, процесс и продукт управления качеством развития личности в структуре непрерывного образования. Целостность составляющих научного поиска и научной теоретизации, построения, уточнения и реализации идей проектной деятельности в структуре преподавания технических дисциплин в вузе представляет интерес с позиции обеспечения качества включения обучающегося в процесс продуктивного самовыражения и сотрудничества, самоорганизации направленности и технологичности реализации идей гуманистического и креативно-деятельностного потенциала развития личности в системе непрерывного образования. Составляющие теоретизации основ проектной деятельности в структуре преподавания технических дисциплин в вузе могут быть уточнены в широком, узком и локальном смыслах (классическая педагогика), персонифицированном, унифицированном, полифункциональном и прочих смыслах (инновационная педагогика). Определение и использование идей и технологий классического и инновационного моделирования в теоретизации и технологизации проектной деятельности в структуре преподавания технических дисциплин в вузе определяют перспективы обеспечения качества развития личности в системе непрерывного инженерно-строительного образования и высокий потенциал самоорганизации качества формируемых ценностей продуктивности, креативности, гибкости, конкурентоспособности.
Об авторах
И. В. СпиридоноваРоссия
Спиридонова Ирина Владимировна, кандидат технических наук, доцент
Новокузнецк
Д. Н. Алешин
Россия
Алешин Дмитрий Николаевич, кандидат технических наук, доцент
Новокузнецк
Е. А. Алешина
Россия
Алешина Елена Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, директор архитектурно-строительного института
Новокузнецк
Список литературы
1. Фалько, С. Г. Инженерное образование как ресурс инновационной деятельности университета: проблемы, вызовы, перспективы / С. Г. Фалько, О. А. Корниенко, Т. Н. Рыжикова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2019. – № 4. – С. 18–24. – Текст : непосредственный.
2. Юрьев, А. Б. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации / А. Б. Юрьев, Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2021. – № 1 (82). – С. 200–211. – Текст : непосредственный.
3. Расторгуева, П. А. Проектная деятельность как акмеологическая технология развития профессиональной компетентности на различных этапах образования / П. А. Расторгуева, В. Н. Софьина // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2019. – Т. 1. – С. 416–418. – Текст : непосредственный.
4. Погукаева, Н. В. Инженерное образование в контексте глобализации / Н. В. Погукаева, А. В. Погукаева, И. В. Медяник // Вестник науки Сибири. – 2017. – № 3 (26). – С. 152–159. – Текст : непосредственный.
5. Рыбакова, Н. А. Модернизация инженерного образования как условие инновационного развития современной России / Н. А. Рыбакова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 3 (28). – С. 83–88. – Текст : непосредственный.
6. Вольнов, И. Н. Инженерное образование как концептуальная инновация / И. Н. Вольнов // Русский инженер. – 2016. – № 1-2 (48-49). – С. 90–91. – Текст : непосредственный.
7. Шитов, С. Б. Опережающее инженерное образование в современных условиях (социально-философский взгляд) / С. Б. Шитов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2017. – № 1. – С. 109–113. – Текст : непосредственный.
8. Юрьев, А. Б. Теоретизация и технологизация как процессы, ресурсы и продукты современного образования и педагогической науки / А. Б. Юрьев, Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник РМАТ. – 2021. – № 1. – С. 85–89. – Текст : непосредственный.
9. Козырева, О. А. Теоретизация и педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О. А. Козырева // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 3(37). – С. 86–98. – Текст : непосредственный.
10. Козырева, О. А. Теоретизация в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О. А. Козырева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 66–81. – Текст : непосредственный.
11. Коновалов, С. В. Педагогическая поддержка и научное донорство в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования / С. В. Коновалов, Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31. – № 1. – С. 94-107. – https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-1-94-107 – Текст : непосредственный.
12. Шибаева, Н. Н. Профессиональная поддержка педагогов в системе непрерывного образования как продукт гуманизации и здоровьеформирующего мышления / Н. Н. Шибаева, А. Б. Юрьев, О. А. Козырева // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – Т. 11. – № 2. – С. 167–176. – Текст : непосредственный.
13. Козырева, О. А. Педагогическое моделирование как конструкт теоретизации и научного поиска / О. А. Козырева // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2021. – № 1(53). – С. 88–94. – https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-1/12 – Текст : непосредственный.
14. Пивень, В. В. Проектное обучение как форма совершенствования инженерного образования / В. В. Пивень, С. И. Челомбитко // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. – С. 38. – Текст : непосредственный.
15. Андреева, М. С. Проектная деятельность как дополнительный ресурс реализации системно-деятельностного подхода в обучении / М. С. Андреева // Вестник Белгородского института развития образования. – 2019. – Т. 6. – № 2 (12). – С. 50–55. – Текст : непосредственный.
16. Голяева, Н. В. Проектная деятельность в практике подготовки студентов технических направлений / Н. В. Голяева, Н. В. Акамова, С. С. Голяев // Среднее профессиональное образование. – 2020. – № 1 (293). – С. 22–24. – Текст : непосредственный.
17. Кочкаров, Р. Х. Проектная деятельность как средство повышения качества образовательного процесса / Р. Х. Кочкаров, С. А. Сорокина // Современное среднее профессиональное образование. – 2019. – № 4. – С. 6–9. – Текст : непосредственный.
18. Строев, В. В. Проектная деятельность в школе в рамках системно-деятельностного подхода / В. В. Строев, А. А. Красавцева // Современное среднее профессиональное образование. – 2019. – № 1. – С. 25–27. – Текст : непосредственный.
19. Попова, Т. А. Проектная деятельность в образовательном пространстве / Т. А. Попова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 3 (836). – С. 252–265. – Текст : непосредственный.
20. Сафарова, Н. А. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий / Н. А. Сафарова, Л. В. Мамедова // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 176–180. – Текст : непосредственный.
21. Сероштанов, Д. А. Проектная деятельность как фактор личностно-профессионального развития персонала / Д. А. Сероштанов, П. А. Расторгуева, В. Н. Софьина // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2021. – Т. 1. – С. 549–550. – Текст : непосредственный.
22. Тиньков, И. В. Проектная деятельность как компонент профессиональной компетенции бакалавров физической культуры и спорта / И. В. Тиньков, В. С. Макеева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2019. – № 4. – С. 49–54. – Текст : непосредственный.
23. Чемоданов, М. А. Проектная деятельность как основа развития конкурентоспособности будущего специалиста / М. А. Чемоданов, О. М. Шерехова // Конструктивные педагогические заметки. – 2021. – № 9-2 (16). – С. 217–227. – Текст : непосредственный.
24. Пиралова, О. Ф. Современное инженерное образование: проблемы и перспективы / О. Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 10. – С. 2–5. – Текст : непосредственный.
25. Гомза, Т. В. Инженерное образование: состояние и проблемы / Т. В. Гомза // Проблемы высшего образования. – 2016. – № 1. – С. 14–19. – Текст : непосредственный.
26. Гомольская, А. А. Инженерное образование – проблемы и перспективы / А. А. Гомольская, И. В. Карелина, В. П. Прудникова // Проблемы высшего образования. – 2019. – № 1. – С. 9–10. – Текст : непосредственный.
27. Кравченко, А. Г. Проектная деятельность в системе самообразовательной деятельности студентов / А. Г. Кравченко, Ю. С. Мандрыка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2021. – № 2. – С. 64–68. – Текст : непосредственный.
28. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей / О. А. Козырева, А. А. Матвеев // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 2 (4). – С. 107–112. – Текст : непосредственный.
29. Кошелев, А. А. Проблемы и перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации / А. А. Кошелев, А. А. Быкова, О. А. Козырева // Вестник РМАТ. – 2020. – № 4. – С. 104–108. – Текст : непосредственный.
30. Николаев, Г. Г. Проектная деятельность как способ самореализации личности / Г. Г. Николаев, Е. Г. Бачерикова // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. – 2020. – № 4 (41). – С. 31–36. – Текст : непосредственный.
31. Фастыковский, А. Р. Проектная деятельность обучающегося в системе непрерывного образования: направления и перспективы / А. Р. Фастыковский, Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Вестник РМАТ. – 2021. – № 2. – С. 59–63. – Текст : непосредственный.
32. Колодезникова, С. И. Проектная деятельность как способ развития социальной активности студентов / С. И. Колодезникова, Л. П. Дмитриева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 129–132. – Текст : непосредственный.
33. Муравьева, Н. Г. Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза / Н. Г. Муравьева, А. Ю. Шевцова // Kant. – 2020. – № 2 (35). – С. 282–288. – Текст : непосредственный.
34. Мурашев, А. В. Проектная деятельность как средство развития профессиональной мотивации студентов в вузе / А. В. Мурашев, О. Д. Полежаева // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2020. – Т. 1. – С. 566–568. – Текст : непосредственный.
35. Борисов, С. В. Проектная деятельность в подготовке инженерных кадров / С. В. Борисов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 31. – С. 1392–1396. – Текст : непосредственный.
36. Исаева, М. А. Проектная деятельность студентов вуза как основа формирования исследовательской культуры / М. А. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-3. – С. 69–73. – Текст : непосредственный.
37. Амирханова, Г. Ш. Проектная деятельность в образовании: механизмы развития / Г. Ш. Амирханова, И. В. Мусханова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 246–248. – Текст : непосредственный.
38. Кошелев А. А. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций будущих специалистов / А. А. Кошелев, К. А. Мурашова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – № 2 (73). – С. 94–96. – Текст : непосредственный.
39. Кулешова, И. Н. Проектная деятельность образовательного процесса по общественным дисциплинам в техническом вузе / И. Н. Кулешова, Е. В. Скрябина // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2021. – № 2 (392). – С. 169–172. – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Спиридонова И.В., Алешин Д.Н., Алешина Е.А. Теоретизация основ проектной деятельности в структуре преподавания технических дисциплин в вузе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022;(3):222-232. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.3.30
For citation:
Spiridonova I.V., Aleshin D.N., Aleshina E.A. Theoretization of the basics of design activities in the structure of teaching technical disciplines at the university. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2022;(3):222-232. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.3.30